Fugiat excepteur

О тактическом преимуществе скорости в морском сражении, или Два узла для «crossing T»

В обсуждении статей, посвященных Русско-японской войне, неоднократно возникла интересная дискуссия, посвященная маневру под названием «crossing T», или «палочка над Т». Как известно, исполнение этого маневра, позволяющего сконцентрировать бортовой огонь всей эскадры на головных или концевых кораблях неприятеля, представляло собой высшую тактическую победу флотоводца в морском бою.

Иными словами, считалось, что при сколько-то сопоставимом уровне артиллерийской подготовки противоборствующих эскадр проведение «crossing T» гарантировало выигрыш морского сражения.

Разумеется, адмиралы пытались выставлять своим «оппонентам» «crossing T» и в мирное время, в ходе учебных маневров. И здесь, по мнению автора, очень показательны учения британского флота, проводимые в 1901-1903 гг. Три года подряд эскадры Королевского флота сходились в «бою», и все три раза одна из эскадр имела небольшое превосходство в скорости – в пределах 2 узлов. При этом все три раза тихоходная эскадра проигрывала с треском, так как ей выставляли «crossing T». Можно, конечно, предположить, что дело было в командующих, но это крайне сомнительно. Так, адмирал, который командовал «быстроходной» эскадрой в 1901 г. добился для нее победы, но в 1903 г., будучи поставлен руководить «тихоходами», проиграл маневры у Азорских островов.

Из вышесказанного, разумеется, напрашиваются выводы, что выигрыш примерно в 2 узла давал колоссальное тактическое преимущество эскадре, которая им обладала. При сколько-то правильных действиях командующего быстроходной эскадры, у более тихоходной не было шансов избежать «crossing T».

Однако многим любителям военной истории данный тезис показался ошибочным, и вот почему. Дело в том, что существует определенное положение эскадр, при котором «двухузловый» выигрыш в скорости не позволяет более быстроходной эскадре выставить «crossing T». Предположим, две сражающиеся эскадры ведут «правильный бой», то есть сражаются в кильватерных колоннах, направляясь в одну сторону. Естественно, более быстроходная эскадра постепенно обгонит колонную противника и у ее командующего возникнет желание, повернув наперерез курса противника, выставить ему «crossing T». Покажем это на простой схеме

Допустим, сражаются быстроходная эскадра «красных» с тихоходной эскадрой «синих». Адмирал «синих» видит, что «красные» поворачивают с тем, чтобы выставить ему «crossing T». Что он может противопоставить своему противнику? Элементарно – повторить его же маневр. Иными словами, когда «красные» пойдут наперерез «синим», последние отворачивают в ту же сторону. Если «красные», видя что противник отворачивает от них, снова довернут ему наперерез, то нужно будет отвернуть от них опять. В этом случае эскадры будут идти как бы по двум окружностям, одна из которых находится внутри другой. Причем более быстроходным «красным» придется идти по внешней окружности, а менее быстроходным «синим» – по внутренней.

Но из школьного курса геометрии мы знаем, что длина окружности (периметр) внутреннего круга будет существенно меньше, чем внешнего. Соответственно, преимущество в скорости «красной» эскадры будет растрачено на то, что ей за один и тот же промежуток времени придется проходить большее расстояние, чем «синей» — разумеется, в подобных условиях никакой «crossing T» не будет возможен.

И вот, на основании этого «маневра внутренней окружности» и возникло предположение, что на самом деле преимущество в скорости на 15-20% совершенно ничтожно, и легко может быть парировано правильным маневрированием тихоходной эскадры.

Так что же это такое – 2 узла преимущества додредноутных эскадр эпохи русско-японской войны? Залог победы, или же чисто теоретическое, но ничего не значащее на практике преимущество? Попробуем разобраться в этом.

Исходные данные, или такие сложные простые маневры

Для любого моделирования необходимы исходные данные, которые мы сейчас и обозначим. Возможности применения «crossing T» автор будет рассматривать на примере маневрирования 2 эскадр, каждая из которых составлена из 12 броненосных кораблей. Предположим также, что все корабли обеих эскадр имеют одинаковую длину в 120 м. каждый, а интервалы между ними стандартны, и составляют 2 кабельтова (в одном кабельтове – 185,2 м). Следовательно, длина колонны каждой эскадры от форштевня флагмана до ахтерштевня замыкающего броненосца будет составлять около 30 кабельтов. Скорость «красной» эскадры установим 15 уз.: «синяя» же будет иметь на 2 узла меньше, то есть 13 уз. А сейчас прервемся ненадолго, потому что есть одно, чрезвычайно важное «но!», которое следует оговорить особо.

Любой маневр эскадра может начать только после завершения предыдущего.

Почему так? Поясним на примере простейшего вроде бы маневра – поворота эскадры последовательно на 8 румбов, или на 90 град. Казалось бы, ну что в этом такого сложного – головной корабль, подняв соответствующий сигнал, поворачивает на 90 град. Следом за ним повторяют маневр остальные корабли колонны… Элементарное действо, доступное не то, чтобы командиру корабля, а гардемарину 1-го курса! Ну, может не гардемарину, но уж мичман-то точно справится, так?

Увы, совершенно не так.

Есть такое понятие, как диаметр тактической циркуляции или расстояние по нормали между линиями обратных курсов после поворота корабля на первые 180 град.

J — корабль, осуществляющий циркуляцию; АС – первоначальный курс корабля, DE – диаметр тактической циркуляции

Так вот, у каждого корабля эскадры, следующей с одинаковой скоростью, диаметр циркуляции свой, индивидуальный, а зависит он от множества вещей – это отношение длины к ширине, площадь руля, угол его перекладки, форма корпуса, а также внешние факторы, такие как волнение, течение и ветер. В теории, у однотипных кораблей диаметр циркуляции должен быть почти одинаковым, но на практике это происходит далеко не всегда. К сожалению, обычно этот показатель считают маловажным и редко приводят его в справочниках, поэтому данных не так много, как хотелось бы.

Известно, что чем выше скорость корабля, тем меньше диаметр циркуляции. Например, у американского броненосца «Айова» 2,712 каб. на правый борт при 10-узловой скорости и 1,923 каб. на левый борт при 14-узловой скорости. Но вот у однотипных французских броненосцев типа «Девастасьон» получилось все наоборот: «Девастасьон» при 9,5-уз описывал окружность радиусом 725 м, в то время как «Курбэ» при скорости 8 уз. имел только 600 м. Понятно, что на скорости 9,5 уз. циркуляция «Курбэ» еще значительнее отличалась бы от «Девастасьон».

Или взять, например, японские броненосцы «Ясима» и «Фудзи». Корабли считаются однотипными, но при этом имели различия подводной части. Дело в том, что корабли эти строились на разных предприятиях, и конструктор Филипп Уаттс, приспосабливая чертежи к возможностям завода Армстронга, срезал у будущей «Ясимы» дейдвуд, установив также балансирный руль. В результате этих действий «Ясима» получил чрезвычайно малый диаметр циркуляции для кораблей своего класса, в то время как у «Фудзи» он был ближе к среднестатистическим значениям британских броненосцев.

Кроме конструкции корпуса, на циркуляцию, конечно, влияла и скорость перекладки руля, которая от разных приводов могла быть различной – так, например, на броненосце «Слава» руль из положения «прямо» можно было положить на борт за 18 с паровым приводом и 28 с электрическим. Большое значение имела парусность надводной части – у той же «Славы» диаметр циркуляции в зависимости от силы ветра (от 1 до 6 баллов) изменялся от 3,25 до 4,05 кабельтов.

Пожалуй, следует говорить о том, что диаметры циркуляций у броненосцев того периода составляли в среднем от 2 до 3,8 кабельтов, но в отдельных случаях могли быть меньше или больше. Кстати — забавно, что диаметр циркуляции мог различаться даже у одного корабля, в зависимости от того, на какой борт он поворачивает: у броненосного крейсера «Мэн» (1895 г.) на скорости 12 узлов он составлял 2,35 каб. на правый борт и 2,21 каб. на левый.

Кроме разницы в диаметре циркуляции возникает также разница в скорости: корабли на циркуляции могут потерять, по различным данным, до 30-35% скорости, но, опять же, это зависит от их индивидуальных особенностей.

И вот, в силу всего вышесказанного, даже обычный поворот эскадры на 90 град. становится неким подобием циркового номера. Корабли идут в кильватер, но не так легко уловить точку, в которой флагман начнет разворачиваться, а ведь еще надо сделать поправку на разницу в диаметре циркуляций, которая не является постоянной и изменяется от многих причин. Неудивительно поэтому, что, когда идущий в строю корабль завершит поворот (то есть, в нашем примере, поменяет курс на 90 град), он обнаружит, что уже не идет в кильватер идущему впереди мателоту, а находится правее или левее, при этом предписанный интервал между кораблями, конечно же, нарушен. Соответственно, кораблю необходимо время на выравнивание в строю – то есть вернуться в кильватер и выровнять установленный интервал. То есть даже два корабля будут испытывать некоторые сложности с перестроением, а маневр целой эскадры может быть осложнен еще и тем, что можно назвать «глухим телефоном». Дело в том, что идущий за флагманом корабль производит разворот с ошибкой, обусловленной его диаметром циркуляции и проч., но следующий за ним броненосец не может ориентироваться на «эталонный» курс флагмана, а следует по «неправильной» траектории за вторым. Таким образом, ошибка-отклонение от курса флагмана для кораблей, находящихся в конце строя будет постепенно накапливаться, и может существенно возрасти.

Именно поэтому эскадры нуждаются в совместном маневрировании, корабли, их составляющие, должны быть сплаванными. Умение маневрировать в те времена существовало не само по себе, но в связке с конкретными кораблями. То есть броненосец, отлично умевший держать строй в составе одной эскадры, будучи переведен в другую, первое время будет постоянно выбиваться из строя. И вовсе не потому, что его командир не умеет маневрировать, а потому что ему нужно время, чтобы привыкнуть к особенностям маневрирования кораблей своей новой эскадры, адаптироваться к их диаметрам циркуляций и т.д. Немного отвлекаясь от темы, отметим, что именно это стало проблемой при присоединении 3-ей Тихоокеанской эскадры ко 2-ой. Контр-адмирал Н.И. Небогатов мог сколько угодно тренировать свои экипажи и до блеска отточить маневрирование в своем отряде, но после воссоединения эскадр ему все равно требовалось сплаваться с кораблями З.П. Рожественского.

Все интересующиеся историей паровых флотов знают чрезвычайно важную роль, которую играет строй в бою. И нужно понимать, что любой, даже самый простой маневр, по сути дела разрушал установленный строй боевых кораблей, так что им требовалось некоторое время на то, чтобы восстановить его. Именно поэтому начинать новый маневр, не закончив предыдущего, было чрезвычайно опасно – таким образом можно было полностью расстроить боевой порядок эскадры. И именно поэтому адмиралы тех лет начинали следующий маневр лишь по завершении предыдущего. Ну, а когда они этого не делали… Напомню, что на маневрах 1901 г. сравнительно тихоходная британская эскадра под командованием контр-адмирала Ноэля, будучи атакованной более быстроходным противником, не успела перестроиться в боевой порядок до того, как ей выставили «crossing T». Как следует из русскоязычных описаний данного эпизода, Ноэль попытался как-то исправить ситуацию, приказав увеличить ход. Но результатом даже не нового маневра, а простого увеличения хода в условиях, когда корабли не закончили перестроения, стало то, что строй британских броненосцев попросту развалился. Напоминаю, речь идет о британских кораблях, моряки которых были традиционно сильны в маневрировании.

Для нашего примера, для обеих эскадр примем размер диаметра циркуляции 2,5 кабельтов, время поворота на 90 град – 1 минута и на 180 град. – 2 минуты.

Это будет известным упрощением, так как более медленная эскадра будет иметь больший диаметр циркуляции и будет выполнять ее медленнее быстроходной. Сделаем и еще одно упрощение – не будем всякий раз точно высчитывать длину дуги, и время циркуляции – в тех случаях, когда он ближе к 90 град, примем время циркуляции за минуту, когда ближе к 180 град. – за 2 минуты. Это необходимо, чтобы не усложнять расчеты сверх меры.

А теперь — «crossing T»

Как мы уже говорили выше, «Маневр внутренней окружности» гарантированно уберегал более тихоходную эскадру от «crossing T». Однако сторонники этого маневра упускают из виду один чрезвычайно важный нюанс: для того, чтобы этот маневр сработал, надо как-то «убедить» командующего более быстроходной эскадрой выстроиться в параллельную «тихоходной» эскадре колонну – и уже из этой позиции пытаться ставить «тихоходам» «crossing T».

Иными словами, «внутренняя окружность» действительно может помочь тихоходной эскадре, но лишь в том случае, если быстроходная эскадра, вместо того, чтобы, не мудрствуя лукаво, сразу же выставить «crossing T» своему тихоходному противнику, зачем-то завяжет с ним правильный бой в кильватерных колоннах, и лишь после этого попытается выставить «crossing T». Вот только зачем быстроходной эскадре такое делать?

Совершенно незачем. Таким образом, наше тактическое задание для сторон сводится к следующему: основная задача тихоходных «синих» сводится к тому, чтобы вынудить своего противника вступить в «правильный бой» в параллельных колоннах. Если им это удалось – считаем, что «синие» добились победы, потому что в этом случае быстроходная эскадра действительно утратит возможность выставить «crossing T». Соответственно, задачей быстроходной «красной» эскадры будет выставление «crossing T» избежав вступления в «правильный бой».

Безусловно, у более быстроходной эскадры будет определенное преимущество в том, чтобы занять наиболее выгодную для себя позицию. Но оно ей особо и не понадобится, потому что для того, чтобы поставить эскадру «синих» в безвыходное положение, достаточно совершить всего лишь один, достаточно простой маневр.

Для этого «красным» достаточно было сблизиться с вражеской эскадрой примерно на 40 кабельтов, а затем – повернуть так, чтобы идти наперерез курсу «синих» под углом 45 град. влево или вправо.

После этого у «синих», по мнению автора, не останется ни единого шанса избежать «crossing T».

Почему так? Давайте рассмотрим все варианты действий адмирала «синих», которые тот может предпринять в ответ на подобное маневрирование «красных». В сущности, все его возможные маневры сводятся к выполнению поворотов или разворотов последовательно, либо «все вдруг». Разберем сначала варианты повороты последовательно.

Возьмем для примера ситуацию, когда эскадры идут встречными курсами, а затем красные поворачивают на 4 румба (45 град.) влево, как это изображено на схеме выше. «Синие», разумеется, вольны выбирать любое направление из имеющихся у них 360 градусов.

Что будет, если адмирал «синих» рискнет пойти прямо, не меняя курса? Предположим (здесь, и во всех остальных вариантах), что сближение эскадр на 40 кабельтов произошло в 12.00. Затем «красные» совершают поворот, что отнимает у них минуту времени, так что в 12.01 их флагман ложится на новый курс. Спустя примерно 9 с половиной минут эскадра «синих» получит классический «crossing T» — ее флагман попадет под кинжальный огонь кильватерной колонны из 9 «красных» кораблей, на дальности от 11 до 16,5 кабельтов. Флагман «красных», на первый взгляд, тоже в опасности, и это на самом деле так, но все же 9 ближайших к нему кораблей противника могут стрелять по нему с дистанции от 16,5 до 28,5 кабельтов, но все же его положение и близко не настолько опасно, как у флагмана «синих». Положение эскадр показано на рис 1 нижеследующей схемы

При этом «красные» завершат разворот в 12.13, и к этому времени расстояние от флагмана «красных» до ближайшего к нему вражеского корабля превысит 21 кабельтов, в то время как флагман синих к этому времени подставится под разгром на дистанции 5-10 кабельтов.

А что дальше? Можно с уверенностью говорить, что при таком маневре «синих» голова их колонны будет разбита, и «красные» могут просто повернуть «все вдруг» на 180 град., с тем чтобы продолжить свою палочку над Т. Но можно этого и не делать, повернув «все вдруг» на курс, параллельный эскадре «синих», и громя их, отступая в строе уступа – в этом случае, разумеется, «crossing T» также состоится.

Итак, двигаться прежним курсом для «синих» бессмысленно. Но, может быть, стоит попытаться пойти наперерез «красным»?

Это не поможет – здесь все решают те самые 2 узла превосходства в скорости. В данном случае задачка получается очень простой, и действительно сводится к геометрии средней школы. У нас есть прямоугольный равнобедренный треугольник, в котором гипотенуза – это расстояние между эскадрами, а катеты – это курсы эскадр после поворота. Следуя этими курсами, эскадры будут сходиться под углом 90 град. Если бы «синяя» и «красная» повернули одновременно, то все равно «красные» опередили бы «синих» примерно на 1,5 минуты, то есть флагман «красных» пересек бы курс «синих» примерно в 3,8 кабельтовых у него перед форштевнем. Это слишком мало, чтобы можно было говорить о «crossing T», тут возникла бы свалка, но проблема в том, что «синие» никак не смогут изменить курс одновременно с «красными».

Адмирал «синих» видя, что флагман «красных» куда-то поворачивает, вынужден будет дождаться, пока он ляжет на новый курс, определить этот новый курс, принять решение на контрманевр, отдать команду на выполнение, а ведь нужно еще время, чтобы ее исполнить… На этом будет потеряно еще время – и вот эти-то два слагаемых в сумме как раз и приведут к задержке, которая позволит «красным» поставить «crossing T», перерезав курс «синих» примерно в 8-10 кабельтовых. И опять же – если бы «синие» и «красные» имели равную скорость, то этот номер не прошел бы. Да, «красные», пользуясь тем, что «синие» начали маневр позднее, обогнали бы последних, но совсем ненамного, и вместо «crossing T» получится свалка. А вот сочетание двух факторов – меньшей скорости «синих» и того, что они вторыми начинают маневр – приводит к тому, что им будет выставлен «crossing T».

Но почему в нашей тактической задаче «красные» всегда маневрируют первыми? Ответ очень прост – «синие» не могут себе такого позволить. Идя на 13 узлах, им понадобится почти 14 минут на завершение маневра, а «красным» — всего 12. Таким образом, адмирал «красных» всегда будет иметь время рассмотреть маневр «синих», и выполнить собственный контрманевр, причем обе эскадры закончат свои маневры практически одновременно. То есть более быстроходная эскадра, если предоставить ей право второго хода, получит просто феерическое преимущество.

Например, если «синие» первыми попытаются пойти на 45 град. от курса «красной» эскадры, то красные немедленно «подрежут» ей курс, и их скорости как раз хватит на то, чтобы выставить классический «crossing T»

И «синие» ничего не смогут сделать, потому что к тому моменту, когда они завершат поворот, «crossing T» будет уже выставлен.

Ну ладно, наперерез «красным» идти нельзя, но что тогда можно сделать еще? Может, попытаться лечь на параллельный красным курс, с тем чтобы идти с ними в одну сторону или разойтись контркурсом? Что ж, рассмотрим поминутно ситуацию, в которой «синие» разворачиваются и ложатся на параллельный курс.

Итак, в 12.00 расстояние между противниками 40 кабельтов и «красные» начинают поворот. В 12.01 их флагман ложится на новый курс, сместившись в результате циркуляции примерно на 1,25 кабельтов от точки начала поворота, а эскадра синих, следуя прежним курсом, прошла почти 2,17 кабельтов. Предположим, что «синие» обладают фантастической реакцией и начинают разворот сразу же после того, как флагман красных завершил поворот, хотя это, конечно, нереально. Но допустим.

В этот момент (12.01) расстояние между точками поворота эскадр составляет чуть более 36 кабельтов. В последующие 2 минуты «красные» продолжают выполнять маневр, то есть их флагман, описав полукруг, возвращается на траверз точки, с которой он начал разворот, но находится теперь на 2 кабельтова ближе к «красным» (или дальше, если выполняет разворот вправо). Таким образом, «синие» начинают движение на новом курсе как минимум с двухминутным запозданием относительно «красных». Поскольку «красным» для завершения маневра с момента выхода их флагмана на новый курс нужно 12 мин, а «синим» — почти 14, то в 12.13 «красные» завершают маневр, а «синим» остается еще почти 4 минуты. Получается, что «красные» могут начать любой маневр, в то время как «синие» смогут начинать реагировать только спустя 4 минуты, когда завершат перестроение.

Следует отметить, что во все время маневра «синих» у «красных» наблюдается огневое преимущество. Считая, что броненосец начнет стрелять, после того, как ляжет на новый курс, в 12.03 по флагманскому броненосцу «синих» смогут «работать» 3 головных корабля, а отвечать им будет только флагман «синих». В дальнейшем, конечно, за ним будут разворачиваться и вступать в бой остальные корабли, но к моменту завершения развертывания «красных» у них будет стрелять 12 кораблей, а у «синих» — только 8. То есть, конечно, на этом этапе никакого «crossing T» еще нет, но начало маневра неудачно для «синих».

А затем «красные» могут выполнить поворот последовательно влево (рис 1 на схеме ниже), с тем чтобы выставить «crossing T» концевым кораблям колонны.

Но тогда они и сами попадут на некоторое время в неприятное положение, так как их повернувшие корабли будут мешать вести бой остальным. Разумнее будет поступить чуть хитрее, сделав поворот «все вдруг», как это показано на рис 2. К моменту, когда «синие», наконец, перестроятся, расстояние между ближайшими кораблями не будет превышать 20 кабельтов, и вскоре эскадра «красных» попадет на острые курсовые углы «синих», так что эффективность артиллерийского огня ослабеет с обеих сторон. И уже после этого «резать хвост» колонне «синих» (рис 2)

При этом «синим» в любом случае ничего не останется, кроме как уходить, пытаясь разорвать дистанцию с красными и надеясь на чудо. Теоретически, они могли бы попытаться развернуться «все вдруг», но в данной позиции этот маневр ничего не дает «синим».

Таким образом, мы видим, что попытка лечь на параллельный курс и двигаться в одну сторону с «красными» не спасает «синих» от разгрома. Ну а что случится, если «синие» в завязке боя попытаются лечь на контркурс? Да все то же самое, ситуация практически зеркальна. На первых порах «красные» и «синие» действительно разойдутся на контркурсах, но перестроение «красные» закончат быстрее. В результате они точно так же, повернув «все вдруг», смогут сначала сблизиться с концевыми кораблями «синих», и затем выставить им «crossing T».

Какие варианты еще возможны для «синих»? Бежать от «красной» эскадры? Но подобный маневр уклонения, выполняйся он хоть поворотом последовательно, хоть все вдруг, все равно приводит к тому, что на конце колонны «синих» будет висеть выстроенная строем уступа эскадра «красных», а значит, «crossing T» неминуем.

Но, может быть, «синим» стоит попытаться «сыграть» на тех же свойствах треугольника, которые во всех вышеприведенных примерах играют на руку «красным»? Если в ответ на поворот «красных» на 45 град., и довернуть в ту же сторону, но не на 45 град., а на все 90? В этом случае адмирал «синих» поведет вверенную ему эскадру как бы по катету прямоугольного треугольника, в то время как «красные» будут следовать его гипотенузой. В этом случае «красным» придется пройти существенно большее расстояние, чем «синим» и их превосходство в скорости будет нейтрализовано.

Все это так, но у командира «красных» есть вполне элегантный контрманевр.

Поворот «все вдруг» и движение по курсу «синих» выведут строй уступа «красных» в голову их колонны, и Карфаген будет… эгхкм, «crossing T» будет поставлен.

Все прочие развороты (все же они могут идти по любому градусу из 360) являются частным случаем одного из вышеуказанных маневров.

Выводы

Итак, мы рассмотрели все основные маневры «синих», но ни в одном случае им не будет сопутствовать успех. Преимущество в 2 узла кажется небольшим для эпохи доцусимских броненосных флотов, но на самом деле оно действительно предоставляло тем, кто им обладает решающее преимущество по двум основным причинам.

Во-первых, оно давало «право первого хода», то есть передавало инициативу быстроходной эскадре. На дистанции порядка 40-45 кабельтов тихоходная эскадре чрезвычайно опасно было бы затевать маневр первой, так как у ее быстроходного противника была возможность тут же «наказать» подобную инициативу, выставив «crossing T» или, как минимум, заняв позицию для его выставления.

Вторая причина следовала из первой – поскольку тихоходная эскадра могла только отвечать на действия своего быстроходного «оппонента», то свой контрманевр она заканчивала значительно позже противника. Отставание складывалось из потери времени на оценку маневра противника и большего времени на выполнение маневра, чем то, которое требовалось более быстроходной эскадре. Таким образом, какой бы контрманевр не затеяла тихоходная эскадра, она завершала его значительно позже, чем быстроходная закончит свой, что, опять же, давало командующему последней неоспоримое преимущество.

Два «Почему?» и одно наблюдение

В заключение данной статьи хотелось бы отметить пару нюансов. Представленные автором схемы маневров, которые необходимо выполнить «красным» для того, чтобы выполнить «crossing T», достаточно сложны. Речь идет о разворотах «все вдруг», после исполнения которых флагман оказывается в конце строя, а концевой корабль должен вести эскадру, совершая дальнейшие развороты «все вдруг» или повороты последовательно. По глубокому убеждению автора, в реальной жизни для выставления «crossing T» столь сложных маневров не требовалось. Необходимость их в нашем примере обусловлена исключительно льготными допущениями для «синих» в принятых правилах нашей тактической игры. Собственно говоря, все приведенные описания представляют собой не «учебник для адмирала», а, скорее, обоснование того, что выставление «crossing T» эскадрой, имеющей превосходство в скорости в 2 узла геометрически возможно.

Почему в бою при Шантунге Х. Того, имея превосходство даже более, чем в 2 узла, так и не выставил «crossing T»?

«Микаса»

Ответ очень прост – чрезмерная осторожность японского адмирала. Все-таки для того, чтобы выставить «crossing T», требовалось энергично сближаться с противником и маневрировать на сравнительно небольшой дистанции от него, а Х. Того в первой фазе боя на это не осмелился.

И, наконец, почему в промежутке между мировыми войнами англичане пришли к выводу, что превосходство в скорости на 10% не дает обладающей ей эскадре никаких тактических преимуществ, что и стало причиной понижения скорости линейных кораблей типа «Кинг Джордж V»? Ответ очень прост – с приходом дредноутной эпохи, расстояния артиллерийского боя существенно возросли, и сближение на 40-50 кабельтов с последующими лихими маневрами стали невозможны. Ну, а при маневрировании на 70 кабельтовых и выше, 10-процентный прирост скорости действительно не давал никакого преимущества.

.