Fugiat excepteur

«Метеор»: неоправданная надежда шведов. Почему «Грипену» не сравняться с «Сухим»

«Гроза всех наших истребителей», как утверждает критикуемый нами автор, – ракета класса воздух-воздух «Метеор». Является ли она достойным аргументом против «Сухих»? Этим материалом мы завершаем сравнение тяжелых российских истребителей с «Грипеном».

JAS-39 Gripen

Всё не так просто

Дело в том, что ускоритель ракеты «Метеор» до включения ПВРД (прямоточного воздушно-реактивного двигателя) разгоняет ее только до скорости 1900 км/час. Из обозначенного показателя, который чаще всего фигурирует в сети, не ясно, разгоняет ли ускоритель ракету с нулевой скорости, либо это скорость с учетом носителя. В любом случае нужно учитывать особенность работы двигателей данного типа: сверхзвуковые ракеты с ПВРД обладают существенно большим КПД, чем ракеты с РДТТ (ракетный двигатель на твердом топливе) и другими силовыми установками, при интервале скоростей в пределах 3-5 Махов.

То есть пока ракета набирает оптимальную скорость, ее КПД будет не выше, чем у ракеты на твердом топливе. Это важно, поскольку «Метеор» весит примерно столько же, сколько и ракеты аналогичного класса (Р-77, AIM 120), а значит, у него каждый грамм веса на счету.

Хороший вопрос: как производитель «Метеора» смог добиться рекламируемых характеристик ПВРД только с двумя воздухозаборниками, не получив неизбежных последствий? Но оставим это для специалистов. Важно другое – ракета «Метеор» будет эффективна при пусках на сверхзвуковой скорости, а ее эффективность на малых скоростях и при маневрировании в воздушном бою не будет выше, чем у существующих ракет класса воздух-воздух.

Отдельное слово стоит сказать про применение «Метеора» с малых высот. Ракета не защищена от высоких температур разогрева в плотных слоях атмосферы, как бронированные «Граниты» или «Ониксы», из-за ограничений по массе. Дальность применения в таком случае будет невелика, поскольку носитель будет лететь медленнее, и ракете придется потратить изрядное количество топлива для разгона до оптимальной скорости работы ПВРД, если скорость полета в 3-5 Махов вообще достижима при пусках с небольшой высоты…

Meteor

Для применения «Метеора» на расстоянии больше 100 км носитель должен развивать сверхзвуковую скорость (чем быстрее, тем дальше улетит «Метеор») и лететь на максимально возможной высоте. «Грипен» плохо подходит под эти параметры, поскольку у него достаточно слабый двигатель, набирающий тягу в единицу только с полупустыми баками и минимальной нагрузкой на внешних подвесках.

Предположим, что «Грипен», атакуя «Сушку», таки рискнет набрать скорость и высоту, не боясь, что в итоге ему придется с сухими баками сесть в балтийское море, что тогда? А тогда в дело вступают комплексы С-300 (в том числе и С-300В4) и С-400.

Нашим «Сушкам» в условиях столкновения с «Грипеном» будет достаточно держаться зон поражения дальнобойных комплексов (а это половина Балтийского моря) и подобная схема атаки будет представлять угрозу уже для самих «Грипенов», потому что им придется заходить в эти зоны и рисковать быть сбитыми.

Можно ли прорвать оборону С-300 и С-400?

Можно допустить, что шведы или финны в состоянии добиться этого. Если сумеют перебить не только «Триумфы», но и ЗРК «Панцирь», которые их прикрывают. В свою очередь, у скандинавов нет дальнобойных комплексов ПВО, а значит, после интенсивных полетов шведов наши могут нагрянуть к ним и застать их «без портков». Таким образом, для задач ПВО им нужно будет постоянно держать в воздухе дежурное звено и в несколько раз больше бортов на земле в немедленной готовности к вылету.

С-400

Все самолеты дежурных и сменных групп, на которых возложена задача ПВО, не смогут выполнять ударных и наступательных операций, а их КОН будет существенно ниже, поскольку нормальные аэродромы будут быстро уничтожены. При этом сами шведы и финны не смогут уничтожить сколько-нибудь существенное количество наших аэродромов – им просто нечем это сделать.

К тому же, даже если они смогут спрятать легкие «Грипены» от «Калибров» и «Искандеров», то заводы SAAB, склады с топливом и вооружением, а также электростанции, что называется, не спрячешь.

Выводы

Подведем итоги нашей серии статей.

«Грипен» — это хороший легкий истребитель, возможно, лучший в своем классе. «Метеор» — это очень хорошая ракета класса воздух-воздух. Все вместе это достаточно слабый аргумент против российской армии. Сферический «Грипен» в вакууме, может, и смог бы противостоять нашим «Сушкам», но сделать это им никто не позволит. Им «вырвут зубы», посбивав самолеты ДРЛО, прижмут к земле комплексы С-300 и С-400, они будут связаны задачами ПВО своей территории, принужденные взлетать с малых аэродромов и лишенные нормального сервиса. Чтобы даже не победить, а просто не проиграть с катастрофическим результатом, шведскому командованию надо быть не просто гениями, а чрезвычайно везучими гениями.

Таким образом, можно утверждать, что заявления в духе «Грипен» порвет «Сухого» это, мягко говоря, преувеличение, хотя бы потому, что истребители — это не боксеры на ринге, и, если шведы планируют бросить «Грипен» против «Сушек», им придется иметь дело со всей российской армией.

Значит ли это, что критикуемый нами автор совсем не прав? Нет, не значит.

Он чуть ли не единственный, кто пишет об угрозе отставания отечественного вооружения класса воздух-воздух. Он единственный, кто говорит о том, что ракеты с ПВРД жизненно необходимы для наших истребителей, так как позволят нашей авиации компенсировать огромное отставание по численности от стран НАТО за сравнительно небольшие деньги. Действительно, Су-57 обрел бы совершенно другой облик, будь он вооружен изделием 180 ПД, и стал бы настоящей грозой всех современных и перспективных истребителей, даже превосходящих его числом. Есть над чем задуматься, но это уже совсем другая история.

.