Fugiat excepteur

Ночной дозор: ударный боевой вертолет Ми-28Н

На этот раз в объективе программы «Полигон» телеканала «Т24» — ударный боевой вертолет нового поколения Ми-28Н. Эти военные машины прочно заняли свое место в армейской авиации России. При любой погоде и времени суток они готовы, как настоящие охотники, скрытно вести поиск и уничтожать противника. Ми-28Н может летать на одном двигателе и с поврежденными лопастями, в воздухе ему подвластны элементы сложного пилотажа с высокими перегрузками, доступные лишь боевым самолетам. Вертолет может взять на борт почти 3 тонны вооружения и применить его в любое время суток, даже в кромешной тьме.

Грозный «двадцать восьмой»

Российские вертолеты семейства «Ми» знают и уважают во всем мире. Военные и гражданские машины создаются в конструкторском бюро Михаила Миля. Одно из основных производств находится в Ростове-на-Дону. Поначалу для нового вертолета многое заимствовали у Ми-24. Последний был участником многих вооруженных конфликтов и войн, прошел суровую школу Афганистана, претерпел множество разных модификаций и не раз был модернизирован. Но в то же время боевые действия в Афганистане показали, что армии нужен новый вертолет с возможностью его применения против вражеской бронетехники. Советским конструкторам была поставлена конкретная задача — научить новый вертолет бороться с танками. И уже в 1996 году появился Ми-28Н – первый российский вертолет, который мог действовать в любое время суток и при любой погоде, за что и получил грозное прозвище «Ночной охотник».

На Ми-28Н стоит комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, который отвечает требованиям пятого поколения. Именно он позволяет вертолету вести боевые действия круглосуточно и в сложных метеоусловиях. Комплекс также решает пилотажные и навигационные задачи на предельно малых высотах. В отличие от машин предыдущего поколения лопасти Ми-28Н сделаны не из алюминия, а из композиционных материалов, а лонжероны, основы лопастей, изготавливают из очень прочной стеклоленты. Все эти и другие нововведения позволили не только увеличить скорость боевой машины, но и снизить уровень шума, что очень важно для скрытных действий «Ночного охотника».

Помимо этого, модернизации подверглась и кабина экипажа, выполненная из листов алюминия с наклеенными поверх кармическими плитками. Последние, при попадании в них пули или осколков, раскалываются и при этом гасят энергию снаряда, останавливая поражающий элемент. Также покрыты броней самые важные узлы и системы вертолета.

Еще одним нововведением стало расположение двух двигателей мощностью 2200 л.с. каждый по бокам фюзеляжа. Между ними находится главный редуктор и вспомогательная силовая установка. Такая схема расположения исключает возможность поражения сразу обоих двигателей. А если один выйдет из строя, то вернуться на базу можно будет на втором.

Управляя полетами

На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки – это специальные кресла пилотов и шасси, которые могут амортизировать удары. Экипаж Ми-28Н состоит из двух человек – штурман-оператор и летчик. Первый производит поиск, обнаружение и поражение целей, второй – полностью контролирует управление. Причем место пилота находится выше места стрелка, такое расположение обеспечивает отличный обзор. При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции, автоматически отстреливаются двери обеих кабин, затем надуваются специальные трапы – баллонеты, которые дают экипажу возможность максимально быстро и безопасно покинуть машину с помощью парашютов.

Впрочем, конструкция Ми-28Н подразумевает кабину и для «спецпассажиров». В небольшом отсеке с дверью по левому борту может разместиться до трех человек. Это может быть техник вертолета или бойцы спецназа, эвакуируемые с зоны боевых действий.

Летающий танк

Ми-28Н носит название летающего танка, что весьма заслужено. Управляемые ракеты «Атака» — главная сила «Ночного охотника». Против такого оружия не выстоит ни один современный танк с динамической защитой. Кроме того, воздушный боец оснащен встроенным стрелково-пушечным вооружением – 30 миллиметровой пушкой 2А42, предназначенной как для поражения воздушных целей, так и для легкобронированной техники и живой силы врага. Также машина может быть оборудована для установки минных заграждений. Для обнаружения целей и наведения на них управляемых ракет и пушки Ми-28Н использует обзорно-прицельную станцию с тремя каналами: телевизионным, тепловизионнным и лазерным. Компьютерный «мозг» может удержать цель в перекрестье прицела даже когда вертолет совершает маневры.

Ми-28Н обладает уникальными пилотажными характеристиками, именно на этой машине впервые были выполнены «Мертвая петля» и «Бабочка». Радиолокационная станция «Арбалет» позволяет вертолету летать и маневрировать на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к позициям противника и нанести удар. Воздушный боец может летать хвостом вперед и боком со скоростью 100 км/ч, выполнять вращение вокруг своей оси и при этом продолжать движение, а также совершать противоракетные маневры. Также в распоряжении пилотов специальная система для управления вертолета ночью. Вертолеты Ми-28Н способны с легкостью отследить колонны боевиков, которые все чаще стали передвигаться под покровом ночи, надеясь остаться незамеченными.

.