Fugiat excepteur

29 мая – День военного автомобилиста









Вчера в России отмечали День пограничника, а уже сегодня, 29 мая, в ВС Российской Федерации отмечают очередной профессиональный военный праздник – День военного автомобилиста. Несмотря на длительную историю использования автомобильной техники в армии, которая насчитывает более 100 лет, праздник является сравнительно молодым. Впервые в России его отметили только в 2000 году, после того как дата празднования была официально утверждена приказом министра обороны страны. 29 мая выбрали не случайно, именно в этот день 109 лет назад в Петербурге была сформирована первая в стране учебная автомобильная рота.

Распространение автомобильного транспорта в армии

Изобретение автомобиля навсегда изменило вооруженные силы разных стран, а также сам характер и темп ведения войны. Появление первых автомобилей в армии совпало с началом XX века. Российская империя не осталась в стороне от общемировых тенденций. Первая учебная автомобильная рота была образована еще до начала Первой мировой войны, это произошло в Петербурге 29 мая 1910 года. На несколько ближайших лет именно учебная рота взяла на себя роль центра автотехнического обеспечения русской императорской армии и кузницы кадров для автомобильных частей. При этом первые автомобили использовались в войсках уже в годы Русско-японской войны, когда для обеспечения работы штабов на фронт были отправлены 10 легковых машин. Однако столь малое количество автомобилей не делало погоды, армии нужны были сотни и тысячи автомобилей разных классов и грузоподъемности.

Уже в начале XX века военные понимали, что автомобилизация навсегда изменит армии мира, обеспечив своевременную доставку частям и подразделениям различных материальных средств, необходимых для ведения боевых действий: от патронов и снарядов до еды и медикаментов, а также мобильность войскам и возможность переброски частей и соединений на большие расстояния в сжатые сроки. Первая мировая война наглядно подтверждала обозначенные тезисы с самого начала. В историю навсегда вошли знаменитые французские «Марнские такси». В критический для обороны Парижа момент 1300 автомобилей городской службы такси использовались командованием для переброски на фронт к Марне военнослужащих французской армии. Всего такси перевезли более 6 тысяч солдат и офицеров, внеся свой вклад в остановку немецкого наступления. Сами немцы активно использовали автомобильный транспорт для маневра войсками во время сражения в Восточной Пруссии в августе 1914 года, которое закончилось серьезным поражением 2-й русской армии генерала Самсонова.

Образованная еще до начала войны учебная автомобильная рота стала полноценным учебным центром, выполняя также исследовательские и испытательные функции. Возглавляли роту энтузиасты своего дела и талантливые офицеры, в том числе Секретов Пётр Иванович, который многое сделал для автомобилизации российской армии. Уже в июле 1911 года бойцам учебной автомобильной роты удалось провести испытательный пробег грузовых автомобилей иностранного производства, в ходе пробега оценивалась их пригодность к службе в армии, а также выносливость отдельных агрегатов и узлов транспортных средств. По личной инициативе Секретова осенью 1912 года был организован и проведен второй пробег грузового автотранспорта. Результаты пробегов превратились в бесценный опыт обращения с лучшими образцами автомобильной техники крупных мировых производителей. Оценив результаты автопробегов, была составлена заявка на покупку 42 легковых и 354 грузовых автомобилей, которые распределялись во вновь формируемые автороты при железнодорожных батальонах.

К началу Первой мировой войны в составе Русской императорской армии (РИА) насчитывалось уже 711 автомобилей всех типов и 101 мотоцикл. Этого было явно недостаточно для обеспечения транспортных потребностей армии, которые после начала боевых действий выросли многократно. Но в то же время уровень автомобилизации РИА был достаточно большим. Для примера в армии Великобритании к началу Первой мировой войны имелось всего 80 грузовых машин и несколько тракторов, во Франции – 170 грузовых и легковых машин, в армии США, которая долгое время сохраняла нейтралитет, имелось всего 35 грузовых автомобилей. На этом фоне автомобилизация российской армии находилась на относительно высоком уровне, больше автомобилей имела только армия Германии. В ходе войны автомобилизация РИА существенно увеличилась, в том числе и за счет мобилизации техники из народного хозяйства. К концу Первой мировой войны в армии насчитывалось уже 22 автомобильных роты. На 1 июля 1917 года в составе вооруженных сил страны имелось 12 377 автомобилей всех типов.

Автомобили и водители в годы Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны Советский Союз получил собственную развитую автомобильную промышленность, которой не обладала царская Россия, получавшая практически всю автомобильную технику из-за границы. Это позволило довести автомобилизацию РККА до высокого уровня и насытить автотранспортом народное хозяйство страны. К 22 июня 1941 года в составе подразделений действующей армии имелось примерно 272 тысячи автомобилей всех типов, в том числе знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА, трехтонные ЗИС-5 и легковые «эмки» ГАЗ-М1. Несмотря на большие потери автотранспорта, особенно во время летних и осенних отступлений и котлов 1941 года, автопарк РККА серьезно просел по численности, но его удавалось поддерживать за счет мобилизации техники из народного хозяйства.

К лету 1945 года численность автомобилей в войсках выросла до 664 тысяч единиц. Примерно 10 процентов от этого числа составляли трофейные машины, до трети техника, поставленная союзниками в рамках программы ленд-лиза, остальные – машины советского производства. На завершающем этапе войны автомобилизация Красной Армии достигла своего пика, позволив войскам проводить крупные наступательные операции и серьезно повысив мобильность частей и подразделений.

В годы войны военные шоферы проделали большой объем работы по доставке войскам боеприпасов, горючего и других материальных средств, переброске личного состава, эвакуации в тыл больных и раненых, эвакуации заводов и фабрик. Согласно данным статистики за четыре года войны автомобильные части и подразделения Красной Армии сумели перевезти более 145 миллионов тонн грузов различного назначения. 11 военнослужащих-автомобилистов за проявленные боях с врагом героизм и мужество были представлены к званию Героя Советского Союза, несколько десятков тысяч были удостоены различных орденов и медалей.

Очень яркой страницей в истории Великой Отечественной войны является знаменитая «Дорога жизни», которая связала Ленинград с большой землей по льду Ладожского озера. Первая колонна прошла в блокированный противником город уже 22 ноября 1941 года. Водители, которые совершали рейсы по льду Ладожского озера, рисковали своей жизнью, большое количество автомобилей навсегда упокоилось на его дне. Помимо опасности провалиться под лёд осенью и весной, дорога подвергалась налетам вражеской авиации, обстреливалась артиллерией. Несмотря на это дорога функционировала в самое страшное для города время – зимой 1941/42 годов, когда навигация по Ладоге была невозможна. Всего с 1941 по 1943 год по Дороге жизни в Ленинград было доставлено более 1 миллиона 615 тысяч тонн различных грузов, эвакуировано из города на большую землю примерно 1 миллион 376 тысяч человек.

Современное состояние автомобильных войск

В XXI веке значение автомобилей в армии нисколько не уменьшилось, а скорее даже увеличилось. Согласно принятой Минобороны РФ терминологии на современном этапе своего развития автомобильные войска – это специальные войска, основные задачи которых связаны с переброской личного состава и разного рода материальных средств и ценностей частей и подразделений российской армии, а также эвакуация больных и раненных военнослужащих, транспортировка разного армейского имущества и захваченных у противника трофеев. Как правило, автомобильные подразделения и части включаются в состав сил и средств материально-технического обеспечения соединений, объединений, отдельных частей всех видов и родов войск. Сегодня в российской армии автомобильные войска представлены автомобильными отделениями, взводами, ротами и батальонами.

Роль автомобилей увеличилась и за счет того, что в реалиях сегодняшнего дня до 95 процентов образцов наземного вооружения Сухопутных войск, ВДВ, ВКС, ВМФ и РВСН установлено на колесном шасси. Всего различные образцы военной автомобильной техники выступают сегодня носителями полутора тысяч различных систем вооружений. По информации официального сайта Минобороны России, в нашей армии сегодня насчитывается более 410 тысяч единиц автомобилей военного назначения. Уровень автомобилизации современной армии лучше всего позволяет оценить следующий пример: в мотострелковой (общевойсковой) бригаде современного формирования количество автомобилей доходит до 20 процентов от общей численности личного состава бригады.

Сегодня автомобилисты в российской армии – это не только сами водители, но и начальники ремонтных служб, ремонтники, командиры автомобильных подразделений, а также сотрудники специальных научно-исследовательских организаций Минобороны Российской Федерации, занимающихся созданием и проектированием новых образцов военной автомобильной техники. Всех этих людей, а также тех, кто ранее служил в автомобильных войсках Советского Союза и России, «Военное обозрение» поздравляет с профессиональным праздником.

Автор:
Юферев Сергей
.