После окончания Первой мировой войны в Англии накопился большой опыт создания и использования в боевых действиях танков. Применение только тяжелых штурмовых танков оказалось недостаточным для эффективного подавления противника. Выявилась необходимость в легких маневренных танках для поддержки пехоты на поле боя, эффективность которых бала подтверждена легкими французскими танками FT-17. По своему назначению военные разделили танки на легкие, средние и тяжелые и выработали к ним тактико-технические требования, в соответствии с которыми началась разработка трех классов машин.
Тяжелые танки Mk.VII и Mk.VIII
Несмотря на не совсем удовлетворительные характеристики по обитаемости и подвижности «ромбовидных» танков семейства Мк1-Мк5, разработка линейки этих танков была продолжена. В конце 1918 года была изготовлена партия танков Mk.VII, отличавшихся от предшественников наличием гидравлической трансмиссии, обеспечивающей плавное регулирование движением и поворотом танка. За счет этого работа водителя была существенно упрощена, вместо рычагов он управлял машиной с помощью штурвала.
Танк весил 37 тонн, экипаж был 8 человек, оснащался он двумя 57-мм пушками и пятью пулеметами. В качестве силовой установки использовался двигатель «Рикардо» мощностью 150 л.с., обеспечивающий скорость 6,8 км/час и запас хода 80 км. Из-за большого веса удельное давление на грунт было 1,1 кг/кв. см. Была изготовлена только набольшая партия танков, и на вооружение он не был принят.
Последним из серии «ромбовидных» танков стал Mk.VIII, прошедший испытания в 1919 году. Танк весил (37-44)т, экипаж был 10-12 человек, на вооружении имел две 57-мм пушки и до семи пулеметов.
Конструкция танка была клепаной с двумя спонсонами по бортам, в которых устанавливались пушки. На крыше корпуса была боевая башня, в которой в шаровой опоре устанавливалось два пулемета, также по два пулемета было на каждом борту и по одному в лобовом и кормовом отсеках. Толщина брони танка составляла 6-16 мм.
Силовое отделение размещалось сзади и было изолировано от обитаемого отделения. Все члены экипажа, кроме механика, находились в боевом отделении и за счет системы создания повышенного давления для удаления дыма и гари были в более комфортных условиях, чем в танках предыдущего поколения. В танке был установлен двигатель мощность 343 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 10,5 км час и запас хода 80км.
Партия танков Mk.VIII в количестве 100 штук была совместно изготовлена с Соединенными Штатами, где этот танк был принят на вооружение, являлся основным тяжелым танком армии США и эксплуатировался до 1932 года.
Тяжелый танк A1E1 «Independen»
В начале 20-х ромбовидные танки явно утрачивали доверие военных из-за претензии к их проходимости, слабой манёвренности огня по причине размещения вооружения в спонсонах, ограничивающих секторы обстрела и неудовлетворительных условий обитаемости. Стало понятно, что время этих танков ушло, и они являются тупиковой ветвью. Армии требовались совсем другие машины, манёвренные, с сильным пушечным вооружением и более мощным бронированием, способным обеспечить защиту от появившихся противотанковых пушек.
По компоновке танк A1E1 принципиально отличался от «ромбовидных» танков, за основу была принята классическая компоновка с передним размещением боевого отделения и моторно-трансмиссионного сзади. На корпусе танка устанавливалось пять башен, экипаж танка был 8 человек.
Центральная часть боевого отделения была отведена под установку главной башни с 47-мм орудием, предназначенным для борьбы с танками и артиллерией. В башне размещались командир танка, наводчик и заряжающий. Для командира была предусмотрена командирская башенка, смещённая влево относительно продольной оси. Справа устанавливался мощный вентилятор, прикрытый бронеколпаком.
Перед главной башней и за ней находились по две пулеметные башни, в которых устанавливалось по одному 7,71-мм пулемету Vickers, оснащенному оптическим прицелом.
Пулеметные башни были куполообразной формы и вращались на 360 градусов, каждая из них имела две смотровые щели защищенными бронестеклами. Верхняя часть башни могла откидываться вверх. Для взаимодействия экипажа танк был оборудован внутренней ларингофонной системой связи.
На танке было обеспечено максимальное удобство для работы механика –водителя, он сидел отдельно в специальном выступе в корпусе танка и через смотровую башенку ему обеспечивался нормальный обзор местности. На танке устанавливался V-образный двигатель воздушного охлаждения мощностью 350 л.с. и планетарная трансмиссия, благодаря ей и сервоприводам механик-водитель легко управлял танком рычагами и рулевым колесом, которое использовалось при плавных поворотах. Максимальная скорость танка достигала 32 км/час.
Броневая защита была дифференцированной: лоб корпуса 28 мм, борт и корма 13 мм, крыша и днище 8 мм. Вес танка достигал 32,5 т.
Ходовая часть танка во многом повторяла ходовую танка Medium Mk.I На каждый борт приходилось по 8 опорных катков, объединённых попарно в 4 тележки. Элементы подвески и опорные катки были защищены съемными экранами.
Первый образец танка, оказавшегося единственным, был изготовлен в 1926 году и прошел цикл испытаний. Он совершенствовался, но концепция таких громадных танков была не востребована и работы по нему прекратили. Некоторые идеи, реализованные в танке A1E1, позже были использованы в других танках, включая и советский многобашенный Т-35.
Средние танки Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II
К середине 20-х параллельно с разработкой тяжелых танков были разработаны и приняты на вооружение средние танки Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II, отличающиеся наличием вращающейся башни с вооружением. Танки имели удачную конструкцию, но переднее расположение силовой установки усложняло работу механика-водителя и скорость танка 21км/час уже не удовлетворяла военных.
[quote][/quote]
По компоновке танк Vickers Medium Mk.I отличался от компоновки тяжелых танков, механик-водитель размещался впереди справа в цилиндрической бронированной рубке. Слева от механика-водителя находилось силовая установка. За механиком-водителем располагалось боевое отделение с вращающейся башней. Для наблюдения использовались смотровые щели. Экипаж танка состоял из пяти человек: механик-водитель, командир, заряжающий и два пулеметчика. Посадка экипажа происходила через боковые люки в корпусе танка и через кормовую дверь.
Корпус танка имел «классическую» для того времени конструкцию, на металлическом каркасе заклепками крепились броневые листы толщиной 8 мм.
В качестве силовой установки использовался V-образный двигатель воздушного охлаждения “Armstrong-Siddeley” мощностью 90 л.с. и механическая трансмиссия, размещенная сзади. При весе танка 13,2 т он развивал скорость 21 км/час и обеспечивал запас хода 193 км.
Вооружение танка состояло из 47-мм пушки с длиной ствола 50 калибров, от одного до четырех 7,7-мм пулеметов Гочкис, установленных в башне, а также двух 7,7-мм пулеметов Виккерс, установленных по бортам корпуса. Для наблюдения за местностью у командира был перископический панорамный прицел.
Ходовая часть танка состояла из 10 опорных катков малого диаметра, сблокированных в 5 тележек, двух независимых катков, 4 поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колес по каждому борту. Ходовая часть была защищена бронированным экраном.
Модификации танка Vickers Medium Mk II отличались конструктивными изменениями башни, наличием спаренного пулемета с пушкой, бронезащитой ходовой части и наличием радиостанции.
Средний танк Medium Tank Mk.C
В 1925 году началась разработка нового среднего танка, получившего индекс Medium Tank Mk.C. Компоновка машины была «классической» с расположением силовой установки в корме танка, отделения управления впереди и боевого отделения по центру во вращающейся башне. В башне устанавливалась 57-мм пушка, а в корме башни пулемет, также по одному пулемету размещалось по бортам танка . В лобовом листе корпуса был установлен курсовой пулемет. Корпус танка был клепанной конструкции с толщиной брони 6,5 мм. На лобовом листе неудачно была размещена дверь для посадки экипажа и выступ для ног водителя.
В качестве силовой установки был использован авиационный двигатель Sunbeam Amazon мощностью 110 л.с., при весе танка 11,6т он достигал скорости 32км/час.
Экипаж танка был 5 человек.
В 1926 году танк испытали, но, несмотря на ряд успешных конструктивных решений (классическую компоновку, вращающуюся башню и высокую скорость), танк на вооружение не приняли из-за слабой защищенности. Тем не менее, заказчик на танк нашелся, его приобрели японцы и создали на этой базе свой средний танк Тип 89.
Средний танк Medium Tank Mk.III
Опыт и задел танка Medium Tank Mk.C был использован при разработке среднего танка Medium Tank Mk.III с пушечной башней по центру танка и двумя пулеметными башнями на корпусе танка, в каждой башне было по два пулемета при одном пулеметчике. На центральной башне было две командирские башенки. Потом в пулеметных башнях оставили по одному пулемету и убрали одну командирскую башенку.
Толщина лобовой брони была 14 мм, а бортов 9 мм.
В качестве силовой установки использовался V-образный двигатель Armstrong-Siddeley мощностью 180 л.с., обеспечивающий при весе танка 16 т скорость до 32 км/час
В 1928 году была создана улучшенная версия с дизельным двигателем Thornycroft RY/12 мощностью 500л.с., получившая индекс Medium Tank Mk.III А3. На испытаниях танк показал хорошие характеристики, но из-за разразившегося финансового кризиса танк не был принят на вооружение.
Несмотря на это, прогрессивные идеи этого танка были использованы на других танках. Схема вооружения с двумя пулеметными башнями была использована на легком танке Vickers Mk.E Type A, на Cruiser Tank Mk.I и немецком Nb.Fz.
Также этот опыт был учтен в советском танкостроении, советская закупочная комиссия в 1930 году приобрела ряд образцов английских танков, причём Carden-Loyd Mk.VI был положен в основу советской танкетки Т-27, а Vickers Mk.E за основу лёгкого танка Т-26, а идеи заложенные в танк Medium Tank Mk.III были использованы при создании советского среднего танка Т -28.
Легкие танки
После не совсем удачного применения в боевых действиях первых тяжелых танков военные поставили задачу создать легкий «кавалерийский» танк. Таким первым легким английским танком стал Mk.А «Whippet». После окончания войны в Англии было создано целое семейство легких танков, нашедших применение в английской армии и армиях других стран.
Легкий танк Mk.А «Whippet»
Легкий танк Mk.А «Whippet» был создан в конце 1916 года, серийное производство развернули только в конце 1917 года, и он уже в конце войны в 1918 году принял участие в боевых действиях.
Танк должен был быть с вращающейся башней, но с ее производством возникли проблемы, и от башни отказались, заменив ее казематной рубкой в корме танка. Экипаж танка был три человека. Командир стоял в рубке слева, водитель сидел в рубке на сиденье справа, а пулеметчик стоил позади и обслуживал правый или кормовой пулемет.
В танке возили четыре 7,7-мм пулемета «Гочкис», три крепились в шаровых установках и один был запасным. Посадка производились через кормовую дверь.
В качестве силовой установки использовались два двигателя мощностью 45л.с. каждый, они находились в передней части корпуса, а коробки передач и ведущие колеса сзади, где размещался экипаж и вооружение.
Корпус собирался клепкой и болтами на уголках из листов катаной брони толщиной 5—14 мм. Защищенность лобовой части рубки несколько повышалась установкой бронелистов под конструктивными углами наклона.
Ходовая была с жесткой подвеской, собиравшейся на бронированных рамах по бортам корпуса. Танк весил 14 т, развивал скорость по шоссе 12,8 км/час и обеспечивал запас хода 130 км.
На базе Mk.А были выпущены небольшие партии танков Mk. В и Mk.С с 57-мм пушкой и тремя пулеметами. На некоторых образцах устанавливался двигатель мощностью 150л.с.. Танки Mk.А (Mk. В и Mk.С) были на вооружении английской армии до 1926 года.
Легкий танк Vickers Mk.E (виккерс шеститонный)
Легкий танк для поддержки пехоты Vickers Mk.E был разработан в 1926 году и испытан в 1928. Произведено было 143 танка. Танк разрабатывался в двух вариантах:
— Vickers Mk.E тype A — двухбашенный вариант «чистильщика окопов» по одному пулемету в каждой башне;
— Vickers Mk.E тype В — однобашенный вариант с пушкой и пулеметом.
В конструктивном отношении все танки Mk.E были практически идентичны и имели общую компоновку: трансмиссия спереди, отделение управления и боевое отделение в средней части, моторный отсек сзади. Экипаж танка 3 человека.
В передней части корпуса размещалась трансмиссия, занимавшая довольно внушительный отсек. За ней, в средней части корпуса, устанавливалась характерная подбашенная коробка, ставшая отличительной чертой всех «шеститонных виккерсов». Внутри коробки размещался экипаж, место механика-водителя находилось с правой стороны. В правой башне находилось место командира, в левой пулеметчика. Штатное вооружение состояло из двух 7,71-мм пулеметов Vickers.
В модификации Тип В вооружение включало 47-мм пушку и 7,71-мм пулемет Vickers. Боекомплект пушки состоял из 49 выстрелов двух типов: осколочно-фугасные и бронебойные. Бронебойный снаряд пробивал вертикально установленную бронеплиту толщиной до 30 мм на дистанции 500 метров, и этот танк представлял серьезную угрозу для других танков.
Вес танка был 7 т при бронировании лба корпуса 13 мм, бортов и кормы корпуса 10 мм, башни – 10 мм, крыши и днища 5 мм. На отдельных модификациях танка Тип В устанавливалась радиостанция.
В качестве силовой установки использовался двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley «Puma» мощностью 92 л.с., который довольно часто перегревался и выходил из строя. Танк развивал скорость 37 км/час и обеспечивал ход на 120 км.
Ходовая часть танка была весьма оригинальной конструкции, состояла из 8 поддерживающих роликов блокированных попарно в 4 тележки, при этом каждая пара тележек имела единый балансир с подвеской на листовых рессорах, 4-х поддерживающих роликов и мелкозвенчатой гусеницы шириной 230 мм. Схема ходовой оказалась очень удачной и послужила базой для многих других танков.
Легкий танк Vickers Carden-Loyd («Виккерс» четырехтонный)
Танк разработан в 1933 году как «коммерческий» танк, с 1933 по 1940 выпускался исключительно для экспорта. На клепанном корпусе с наклоненным лобовым листом была установлена одноместная вращающаяся башня цилиндрической или граненой конструкции, смещенной на левый борт.
Моторное отделение располагалось справа, а слева за перегородкой отделение управления и боевое отделение. Трансмиссия и двигатель мощностью 90 л.с. располагались справа в носовой части корпуса и обеспечивали скорость танка 65 км /час. Место водителя и органы управления движением размещались слева, над головой водителя была бронированная рубка со смотровой щелью.
Экипаж танка — 2 человека. Боевое отделение занимало среднюю и заднюю часть танка, здесь было место командира — стрелка. Вооружение танка 7,71 мм пулемет Vickers. Обзор с места командира обеспечивался через щели с бронестеклами в бортах башни и с помощью пулеметного прицела.
Толщина брони башни, лба и бортов корпуса 9 мм, крыши и днища корпуса 4 мм. Ходовая часть блокированная, на каждом борту по две двухкатковых балансирных тележки, подвешенные на листовых рессорах. При весе 3,9 т танк мог развивать скорость по шоссе до 64 км час.
В зависимости от требований заказчика танки отличались по конструкции и характеристикам. В 1935 году партия танков, получивших индекс Т15, поставлялась в Бельгию. Машины отличались конической башней и бельгийским вариантом вооружения, состоявшего из 13,2-мм пулемета Hotchkiss и зенитного 7,66-мм пулемета FN-Browning.
Легкий танк Mk.VI
Завершающей моделью серии легких танков, разработанных в межвоенный период, был легкий танк Mk.VI, созданный в 1936 году на базе опыта разработки легких танков МК.I, II, III, IV, V, не получивших большого распространения в армии.
Компоновочная схема танка была типичной для легких танков того времени. В носовой части корпуса с правого борта располагался двигатель Meadows ESTL мощностю 88л.с. и механическая трансмиссия фирмы Wilson. С левого борта находилось место механика-водителя и органы управления. Боевое отделение занимало центральную и кормовую часть корпуса. Здесь находились места для пулеметчика и командира машины. Башня была двухместной, в корме башни была ниша для установки радиостанции.
На крыше башни был круглый двухстворчатый люк и командирская башенка со смотровым прибором и верхним люком. В башне устанавливался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет и спаренный с ним 7,71-мм пулемет. Танк весил 5,3 т, экипаж был 3 человека.
Конструкция корпуса была клепаной и собиралась из листов катаной броневой стали, толщина лобовой брони корпуса и башни 15 мм, бортов 12 мм.
Ходовая часть была оригинальной конструкции, на каждый борту было по две тележки с двумя опорными катками оснащенными подвеской системы Хорстмана (“двойные ножницы”) и поддерживающим роликом, установленным между первым и вторым катком.
Ведущее колесо находилось спереди, гусеница была мелкозвенчатой шириной 241 мм. Танк развивал скорость 56 км/час и имел запас хода 210 км.
На базе танка было разработано несколько модификаций легких танком и военных гусеничных машин разного назначения, всего было выпущено порядка 1300 таких танков. Mk.VI был самым массовым танком Англии в межвоенный период и составлял основу ее танковых войск.
Состояние танкового парка Англии перед войной
В межвоенный период в Англии реализовывалась программа создания тяжелых, средних и легких танков, но массовое распространение получили только определенные типы легких танков. В результате последствий Великой депрессии в Англии не был развернут серийный выпуск тяжелых танков Mk.VIII и А1Е1 и прекращен выпуск средних танков серии Medium Tank Mk.I, II, III. В армии накануне войны остались только в основном легкие танки (1002 легких танка Mk.VI и 79 средних танков Medium Tank Mk.I, II).
Перед Второй мировой войной Англия оказалась не готова к ведения современной войны, она разрабатывала танки для ведения предыдущей войны. Из всего поколения межвоенных танков на европейском ТВД Второй мировой войны английская армия использовала на начальном этапе в ограниченном количестве только легкие танки Mk.VI, от которых быстро пришлось отказаться. Эти танки использовались на второстепенных «колониальных» театрах военных действий против слабого противника. Во время войны Англии пришлось разрабатывать и налаживать производство совершенно другого класса машин в соответствии с выдвинутыми войной требованиями.