Пистолет-пулемёт: вчера, сегодня, завтра.
Чем пистолеты-пулеметы «Кирали» отличались от всех остальных? Теперь, когда мы уже в достаточной степени познакомились с историей этого вида оружия и его особенностями, давайте сделаем небольшой «шаг в сторону» и посмотрим на тот самый «Кирали», ну как же без него… Потому, что этот образец творческой мысли своего создателя в определенной степени — тренд, причем весьма показательный.
Совсем не венгр, а швейцарец!
Интересно, что история этого пистолета-пулемета, как и многих других, заметим это, началась еще в 1931 году, но отнюдь не в Венгрии, а в Швейцарии. Дело в том, что в это время командир швейцарской гвардии Ватикана обратился к швейцарской компании Schweizerishe Industrie-Gesellshaft с заказом на разработку пистолета-пулемета, которым эта гвардия должна была бы вооружиться. Три года работы и в 1934 году появился пистолет-пулемет SIG MKMS, причем сразу же возникла проблема, как окупить затраты на его разработку и фабрикацию. Ведь гвардии Ватикана нужно было всего 200 экземпляров нового оружия, тогда как чтобы его окупить продать нужно было не меньше 1000. Однако хваленое швейцарское качество свое дело сделало. Что-то продали финнам, но самую большую партию, как раз больше тысячи ПП, у фирмы закупила армия марионеточного государства Мэньцзян – созданного японцами для собственного удобства во Внутренней Монголии.
И вот так его величеству случаю было угодно, что среди тех, кто работал над новым пистолетом-пулеметом, оказался и инженер из Венгрии Пал Кирали. В 1937 году он вернулся на родину, немного поколдовал над чертежами хорошо известного ему ЗИГа, и в итоге получил пистолет-пулемет, который он и предложил заводу Данубия в Будапеште.
Главное – повышенная огневая мощь!
Здесь нужно заметить, что поскольку гвардия у Ватикана была невелика, ее бойцам не было смысла вооружаться и винтовкой, и пистолетом-пулеметом. У них просто не было тех вспомогательных частей, которые по традиции того времени ими бы вооружались. Им требовалось нечто одно, причем достаточно дальнобойное, скорострельное, многозарядное, и к тому же полегче винтовки. То есть оружие, пригодное «на все случаи жизни» именно для них – папских гвардейцев. То есть был конкретный заказ под конкретную воинскую часть, и он вполне конкретно воплотился в металле. И именно поэтому на ЗИГ поставили длинный ствол (50 см) и магазин на 40 патронов. Однако длинный ствол сразу потребовал автоматики, обеспечивающую достаточную задержку по времени, чтобы пуля успела улететь из ствола, то есть имеющую полусвободный затвор. Длинный ствол – это еще и габариты. Поэтому чтобы их уменьшить в походном положении, швейцарцы приемник магазина сделали складывающимся таким образом, чтобы он складывался вперед. Это позволяло автоматчикам особо не выделяться на поле боя из общей массы пехоты с винтовками и одновременно облегчало транспортировку этого ПП.
Сначала начали выпускать серийный образец MKMS, затем – более короткую «полицейскую» модель MKPS. Но высокая цена отпугивала покупателей. Поэтому вскоре были сделаны модификации MKMO и MKPO, имевшие свободные затворы. Однако до 1941 года все четыре образца были проданы в количестве всего 1200 штук.
Делать сложно – очень просто!
Как бы там ни было, но с точки зрения техники «машинка» у швейцарцев и впрямь получилась весьма любопытной. Как это чаще всего и бывает, ее полусвободный затвор состоял из двух частей – передней и задней, причем передняя (личинка затвора) имеет форму буквы «П» с очень растянутой верхней перекладиной. Задняя часть затвора входит в переднюю лишь когда задняя часть «П» перекошена вверх. Стрельба ведется с открытого затвора. Когда затворная группа в своем движении приходит в переднее положение, скос на задней части затвора давит на скос передней части или личинку затвора, и та поднимается, попадает в паз ствольной коробки и так происходит запирание. Задняя часть затвора продолжает движение и ее боек накалывает капсюль патрона в патроннике. После выстрела обе части затвора отходят назад на очень небольшое расстояние, при этом они расцепляются, задняя часть личинки затвора снижается, и теперь уже обе части затвора по инерции движутся назад. Таким образом происходит перезарядка оружия и весь цикл повторяется вновь. Для складывающегося магазина в цевье под стволом был предусмотрен паз и специальная пылезащитная крышка, которая закрывала отверстие под него в ствольной коробке. Ложа была деревянная, из качественной древесины, а размечен на ведения огня от 100 до 1000 метров. Штык-нож на таком длинном пистолете-пулемете, каким являлся SIG MKMS, установить тоже была не проблема.
Действие затвора SIG MKMS по патенту 1936 года:
Фиг.1 – обе части затвора находятся в положении «перед выстрелом» в задней части ствольной коробки и представляют собой одно целое; фиг. 2 – затвор спущен нажатием на спусковой крючок, движется вперед, скошенный выступ задней части давит на скошенную заднюю поверхности личинки и поднимает ее вверх. Попав в прорезь ствольной коробки, она уже не может двинуться назад и так происходит запирание. Тем не менее между личинкой и ствольной коробкой есть свободное пространство 23-24. Задняя часть с бойком наносит удар по капсюлю через отверстие в личинке; фиг. 3 – выстрел произведен. Личинка отошла назад до упора, при этом задняя часть затвора движется назад по инерции. Теперь личинка опустится вниз и сможет отойти назад вместе с задней частью затвора.
«Хочу все свое!»
Что же касается Венгрии, то недаром было сказано – «его пример — другим наука». То, что данная разработка пошла в Ватикан, очень вдохновило венгерских военных и они… приняли на вооружение «пистолет-пулемет Кирали» под обозначением 39M. Как и его непосредственный предок или предшественник, он внешне очень походил на карабин, а с магазином в цевье это сходство увеличивалось еще больше. Ведь его длина равнялась 105 см, а длина немецкого карабина Маузер 98k – 111 см, разница, которая на расстоянии совсем несущественна. Важнее было то, что в нем использовался самый мощный по тому времени пистолетный маузеровский патрон 9×25 мм.
39М в руках венгерского солдата.
Впрочем, нельзя сказать, что Кирали все скопировал со швейцарского образца. Нет, напротив, он внес в конструкцию очень важное изменение: придумал для своего пистолета-пулемета… новый затвор, который так затем его именем и назвали; «затвор Кирали».
Главная деталь – рычаг!
Так же как затвор SIG MKMS, затвор, сконструированный Кирали, состоит из двух частей, связанных между собой при помощи рычага-ускорителя сложной формы. Он взаимодействует со специальным выступом в затворной коробке таким образом, что передняя часть затвора движется назад быстрее, чем задняя. Потом рычаг выходит из сцепления со ствольной коробкой, и обе части затвора двигаются назад уже как одна деталь. Вот только пока обе части затвора столь хитроумным образом друг с другом взаимодействовали, пуля уже успевала покинуть ствол, а давление газов в нем упасть до безопасного уровня. Так что гильза из патронника извлекалась без опасения, что ее разорвет или раздует.
Когда все хлопоты напрасны…
Казалось бы, что и длинный ствол, и столь сложный затвор должны были существенно увеличить начальную скорость пули и тем самым повысить боевые свойства 39М. Однако именно этого-то добиться, несмотря на все ухищрения, Кирали и не удалось. Так тоже бывало, причем неоднократно. Человек думает, что будет так-то и так-то, но все его усилия оказываются тщетными по ряду совершенно независимых от него причин, которые он просто не смог предусмотреть. Так же получилось и в данным случае. Поскольку стрельба из пистолета-пулемета Кирали происходила с открытого затвора, поставленный на него длинный ствол никаких преимуществ в меткости стрельбы ему не давал. Кроме того, длинный ствол сильно перегревался, возникала кривизна и… пули летели не туда, куда надо. И хотя прицел имел насечку до 600 метров, реально поражать цели на таком расстоянии было невозможно.
Начальную скорость повысить тоже не удалось. У пистолета «Маузер» она равнялась 420 м/сек, а у пистолета-пулемета Кирали 480 м/с. Но при этом длина ствола у «Маузера» была 140 мм, а вот у 39М – 500 мм! А все дело в составе пороха использованного патрона, который сгорал так быстро, что длинный ствол мало что давал.
В остальном устройство этого ПП было достаточно традиционным для того времени. Устройство спускового механизма позволяло вести и одиночный огонь, и автоматический. Переводчик огня при этом одновременно служил предохранителем. Магазин имел двухрядное расположение патронов с двухрядным же их выходом. Сделано это было для облегчения снаряжения магазина, хотя подачи патронов из магазина с однорядным выходом надежнее.
В 1944 году появилась модификация 44M под стандартный парабеллумовский патрон. При этом ствол на ней укоротили до 250 мм, что, однако, практически никак не отразилось на удобстве пользование и прочих его характеристиках.
После войны Кирали уехал в Доминиканскую республику, и там на базе 39М сконструировал «Кристобаль» M2 – оригинальный карабин под патрон .30 Carbine, который опять же получился у него чем-то средним между пистолетом-пулеметом и автоматом.
Ну, а в Венгерской Народной Республике на основе патрона от пистолета ТТ конструктор Юзеф Кучер – бывший ассистент у Кирали – создал свой собственный пистолет-пулемет, получивший обозначение K1. Это был все тот же 44M, только с рожковым магазином из-за конусности гильзы нашего патрона, и упрощенный ну просто до предела. В 1953 году K1 приняли на вооружение венгерской народной армии под обозначением 53M, но долго он на службе не удержался.
Ну, а теперь о тренде, то есть направлении развития, которое задал этот, в общем-то, не слишком удавшийся образец. Оказалось, причем далеко не сразу, что в боевых действиях против сил правопорядка все чаще участвуют настолько хорошо оснащенные бойцы различных террористических групп, что их экипировка обеспечивает им неплохую защиту от огня тех же пистолетов-пулеметов, которыми вооружены контртеррористические подразделения. Кроме того, в бой они идут очень часто накаченные наркотиками и обезболивающими препаратами, так что они, даже получив смертельные ранения, продолжают сражаться.
То есть понадобилось компактное и мощное оружие, способное и пуленепробиваемые жилеты пробивать, и… одним попаданием обездвиживать любого потенциального противника.
Пистолеты-пулеметы под… мощные патроны
У нас в России таким оружием стал 12,7-мм штурмовой автомат ША-12, о котором «Военное обозрение» несколько раз помещал материалы, например, 23 августа 2012, 29 ноября 2018 г. и 12 декабря 2018 г. Напомним, что он сконструирован по схеме булл-пап и с широким применением пластика и алюминиевых сплавов. Вес, правда, у него получился значительным – 5,2 кг, ну так ведь и оружие это из числа самых мощных и смертельных. Причем в какой-то степени – это отнюдь не винтовка, а самый настоящий крупнокалиберный пистолет-пулемет, поскольку прицельная дальность стрельбы у него составляет всего лишь 100 м. И заказчик считает, что этого вполне достаточно!
Так что еще одним направлением развития пистолетов-пулеметов будущего вполне могут стать… либо крупнокалиберные, либо пистолеты-пулеметы под особо мощные патроны стандартных калибров. А может быть они будут созданы и под совершенно необычные для сегодня патроны? Но… об этом мы вам расскажем в следующий раз.
Продолжение следует…