Наиболее опасным периодом в истории «холодной войны» между СССР и США принято считать начало 1960-х годов, когда из-за Карибского кризиса мир оказался на грани ядерной войны. Ситуация усугублялась деколонизацией в Азии и Африке, ростом советского политического влияния, появлением все новых и новых режимов, симпатизировавших Советскому Союзу и находившихся с Москвой в хороших отношениях.
После Карибского кризиса противоречия между СССР и США несколько сгладились, но спустя двадцать лет, в начале 1980-х годов, мир вновь оказался на грани крупномасштабного конфликта между двумя великими державами. И вновь ситуация повторялась: ввод советских войск в Афганистан, укрепление влияния в «третьем мире», дальнейшая гонка вооружений.
Начало подводной войны
К 1982 году Москва уже не испытывает иллюзий: Вашингтон рассчитывает сломать сложившуюся систему ядерного паритета и получить преимущества над СССР в сфере ядерного оружия. В новых условиях ареной противостояния держав становились и океанские просторы, в первую очередь подводный мир, скрытый от внешних глаз. Что происходило под водой, знали лишь сами подводники, их командование, очень ограниченное количество лиц в советском и американском руководстве.
Подводное противостояние между Советским Союзом и Соединенными Штатами разворачивалось в глубинах Мирового океана, но прежде всего в Атлантике и на Тихом океане. До начала 1980-х годов американский подводный флот имел очевидные преимущества над советским в скрытности передвижения, однако в 1981 году Тихоокеанский флот ВМФ СССР (далее – ТОФ) получил новые подводные лодки третьего поколения. Кроме того, начался серийный выпуск лодок проекта 671РТМ, внедрялись современные технологические решения в сфере гидроакустики, имевшие принципиальную значимость для обеспечения скрытого движения подводных лодок и выявления подводных и надводных объектов вероятного противника.
Таким образом, в начале 1980-х годов появилась возможность достойной конкуренции с американскими подводными лодками в скрытом передвижении. Это обстоятельство позволяло советскому подводному флоту выйти на новый уровень, в том числе и на просторах Тихого океана, где американские субмарины прежде, за счет своих технологических характеристик, имели определенные преимущества.
В рамках учений FleetEx-82 ВМС США разработали концепцию «Стратегической подводной войны». В ответ советское командование также продумало план морской операции «Одинокий странник» с участием АПЛ К-492. Командовал АПЛ К-492 в то время капитан 2-го ранга Владимир Дудко. Главной задачей операции становилось подавление морских стратегических ядерных сил ВМС США. Действовать предстояло в районе пролива Хуан-де-Фука. По этому проливу проходит морская граница между США и Канадой.
Советской субмарине К-492 удалось занять позицию в 5 милях от американского побережья, что ставило под удар позиции американской армии. Появлялась возможность ударов по территории Соединенных Штатов. При этом, несмотря на то, что американские военно-морские силы, противолодочная авиация и береговая охрана были приведены в состояние полной боевой готовности, обнаружить К-492 американским ВМС так и не удалось.
Таким образом, была обнаружена низкая эффективность американской противолодочной обороны. Советская субмарина спокойно перемещалась вблизи американского побережья, патрулировала воды, отслеживала перемещения американских кораблей. В частности, советской АПЛ было отслежено перемещение американской ПЛАРБ. В течение 17 часов американская подводная лодка пыталась оторваться от преследования советской субмарины, но затем была вынуждена уйти в канадские воды. Для американского подводного флота это было настоящее поражение в мирное время.
История с появлением советской подводной лодки у американского побережья шокировала командование ВМС США. Американские адмиралы поняли, что исчезло главное преимущество подчиненных им сил – скрытность во время перемещения. Теперь советские подводные лодки могли действовать не менее скрытно, чем американские, а значит противостояние в Мировом океане выходило на новый уровень, который требовал и новых стратегических решений. Как отмечает в своей статье контр-адмирал Владимир Яковлевич Дудко, который тогда был командиром К-492, тем самым рассыпалась принятая американцами стратегия, в которой скрытность действий подводного флота рассматривалась в качестве ключевого условия нанесения внезапного ядерного упреждающего удара по Советскому Союзу.
Американцы появляются у Камчатки
Ответным ходом американских ВМС стал выход к тихоокеанскому побережью СССР в районе полуострова Камчкатка. 11 сентября 1982 года корабли ВМС США вышли из порта Бангор, где базировались стратегические ядерные силы американского флота, и направились к советскому побережью с целью отработки нанесения условного удара по Советскому Союзу. К берегам СССР следовали ПЛАРБ и авианосное соединение ВМС США.
К сожалению, корабли Тихоокеанского флота ВМФ СССР не были готовы во всеоружии встретить подходящие американские силы. Однако командование советского ВМФ приняло оптимальное решение – для предупреждения нанесения ударов американскими силами по советским портам, тогдашний главком ВМФ Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков направил к американской военно-морской базе Бангор атомную подводную лодку К-492 проекта 671РТМ.
У американской военно-морской базы советская субмарина появилась 11-12 сентября 1982 года. Она прибыла к месту развертывания американской ПЛАРБ «Огайо». В проливе Хуан-де-Фука советскими моряками был обнаружен американский стратегический ракетоносец, после чего за ним было установлено слежение. Хотя американское авианосное соединение смогло пройти восточнее Курильских островов, ПЛАРБ «Огайо» и со второй попытки не смогла скрытно выйти из военно-морской базы Бангор. После этого, осознав, что дальнейшие попытки организовать учения у советского побережья бесполезны, американское командование отдало приказ об отводе авианосного соединения.
В сентябре 1982 года, таким образом, были сорваны попытки американских ВМС отработать нанесение условных ядерных ударов по советской территории. Благодаря тому, что подводная лодка К-492 смогла скрытно пройти к американскому побережью, ВМФ СССР дало понять Пентагону, что у американцев пока нет ни малейшей возможности совершить удары по советской территории подобным способом. Была продемонстрирована мощь советского подводного флота, показаны его способности к скрытным действиям, к обнаружению и отслеживанию перемещений американской ПЛАРБ, что окончательно убедило американскую сторону в отсутствии реальных технологических преимуществ подводного флота ВМС США над советским подводным флотом.
Еще тяжелее было американскому командованию осознавать, что база ВМС США Бангор более не является неприступной для советских подводных лодок. Если К-492 смогла подойти к базе один раз, то кто мешал это повторять и в будущем. Соответственно, перед командованием ВМС США вставала нерадостная перспектива необходимости переноса главной военно-морской базы стратегических ядерных сил, однако куда можно было бы передислоцировать атомные субмарины, чтобы обезопасить их от превентивных ударов советских подводных лодок, американские адмиралы не знали.
Как советская ПЛ протаранила американский авианосец
Тем временем, противостояние между советским и американским флотами продолжалось. В марте 1984 года в Японское море вновь вошло американское соединение, флагманом которого был авианосец USS Kitty Hawk. На его борту находилось около сотни военных самолетов, а в боевом охранении шли фрегаты, крейсеры, эскадренные миноносцы. Процессия американских судов направлялась в сторону побережья Республики Корея для проведения очередных военно-морских учений Team Spirit ’84.
Таким образом, корабли ВМС США оказались в опасной близости от побережья Советского Союза. Естественно, что командование Тихоокеанского флота ВМФ СССР не могло не отреагировать на появление американского авианосца у Корейского полуострова. Отслеживать перемещения американцев решили с помощью атомной подводной лодки К-314 проекта 671 «Ерш». На вооружении субмарины находились торпеды 533 мм, мины, противолодочный комплекс «Вьюга», способный потопить корабль противника на расстоянии более 40 километров.
Спустя несколько суток советской подводной лодке удалось выйти на след американской авианосной группы. Однако в какой-то момент К-314 отстала от американской эскадры и для того, чтобы как можно скорее ее нагнать, командир советской подводной лодки капитан 2-го ранга Владимир Евсеенко принял решение следовать на полном ходу. Но этим советская субмарина выдала себя. Ее смогли засечь акустики с американского авианосца. После этого американские корабли легли в дрейф и прекратили любые радиосигналы. Но вскоре К-314 опять смогла обнаружить американскую авианосную группу.
21 марта 1984 года экипажем К-314 была обнаружена американская группа кораблей, находившихся в 150 милях от побережья Республики Корея. Когда лодка поднялась на глубину 10 метров, экипаж увидел бортовые огни американских кораблей на расстоянии в 4-5 километров от советской субмарины. И примерно в этот момент последовал сильный удар, через несколько секунд еще один удар. Советская субмарина шла встречным курсом с американским авианосцем и «Китти Хок» на полном ходу столкнулся с подводной лодкой.
После столкновения экипажу подводной лодки было уже не до соблюдения секретности. Командир субмарины принял решение о всплытии на поверхность. Сразу же над советской подводной лодкой появились американские самолеты, с которых субмарина была сфотографирована. Затем прибыл буксир, который под охраной американских фрегатов и самолетов оттащил поврежденную подводную лодку в пункт базирования.
После инцидента американское командование завершило военные учения, а авианосец «Китти Хок» был направлен на военно-морскую базу Йокосука в Японии. От столкновения с советской подводной лодкой в днище корабля образовалась огромная пробоина, причем из-за того, что пробоина возникла вблизи цистерн, в которых находилось топливо для размещенных на авианосце самолетов, в море произошла утечка керосина.
Естественно, что для советской стороны столкновение подводной лодки с американским авианосцем было непростительным проколом. Капитана 2-го ранга Владимира Евсеенко после инцидента незамедлительно сняли с должности командира подводной лодки и направили дослуживать положенный срок уже на берегу.
Как отыгрались российские летчики
Тем не менее, спустя шестнадцать лет, когда Советский Союз уже давно прекратил свое существование, реванш за ту историю с «Китти Хок» взяла российская авиация. В октябре 2000 года, когда отремонтированный американский авианосец «Китти Хок» участвовал в очередных военных учениях в Японском море, над ним появились два российских самолета-разведчика Су-24МР. Они прошли прямо над американским авианосцем, а пилоты смогли заснять все, что происходит на борту «Китти Хок». Так были установлены нюансы организации противовоздушной обороны на американском авианосце.
Реакция Пентагона была очень жесткой. Американское командование отправило в отставку всех офицеров, отвечавших за противовоздушную оборону авианосной группы, а также командира авиационного крыла. И в этих кадровых решениях не было ничего удивительного, поскольку российским летчикам второй раз за всю историю удалось столь низко пролететь над американским авианосцем и в деталях сфотографировать его с воздуха.
Кстати, этот инцидент вызвал и резкую критику командования ВМС США и офицеров авианосца со стороны американской прессы. Все выглядело так, что даже после распада СССР и кажущейся победы над главным соперником Россия вновь смогла отыграться и оказаться «сверху» — и в прямом, и в переносном смыслах.