Российские военнослужащие не первый год находятся на территории Сирии, где выполняют задачи по борьбе с террористами в рамках помощи официальным властям этой ближневосточной страны. Но на самом деле история участия наших людей в борьбе с терроризмом в Сирии началась отнюдь не в 2015 году. Еще в советское время нашим военнослужащим приходилось лицом к лицу сталкиваться с террористами. И даже нести потери…
Недавно созданное Главное военно-политическое управление Вооруженных сил Российской Федерации предложило присвоить одному из юнармейских отрядов и средней школе имя Алексея Теричева. Рядовой Советской Армии Алексей Теричев погиб в далеком 1981 году, но отнюдь не в Афганистане, где к этому времени Советская Армия участвовала в боях против моджахедов. Жизнь призывавшегося с Вологодчины Теричева прервалась за две недели до демобилизации в далекой Сирии, где рядовой находился в составе контингента советских войск и нес дежурство по охране советского военного городка в Дамаске.
Призывник с Вологды
Леша Теричев рос обычным для своего поколения парнем. Он родился 18 октября 1961года, жил в Вологде, окончил 4-ю среднюю школу, а затем поступил в профессионально-техническое училище № 29, получил профессию столяра-плотника. Свое будущее он связывал с этой очень нужной рабочей специальностью. И после окончания ПТУ шесть месяцев успел проработать по профессии, прежде чем его призвали в Советскую Армию.
После «учебки» в Ленинградской области Алексей Теричев был направлен в числе других сослуживцев в длительную командировку в Сирийскую Арабскую Республику. Там парню из Вологды предстояло нести службу по охране советского военного представительства в столице Сирии Дамаске. Разумеется, о командировке сына родители ничего не знали – в то время подобная информация тщательно скрывалась даже от ближайших родственников. Да и Сирия – не Афганистан, а побывать за границей в то время мечтали многие советские люди. Фактор риска, конечно, был, но где его нет в военной службе? А караулы по охране посольства вряд ли рассматривались молодым солдатом как какая-то сверхопасная миссия. И до определенного времени это действительно было так. Но на самом деле советских солдат направляли в Сирию не зря.
Сирия начала 1980-х: разгул терроризма
В конце 1970-х годов ситуация в Сирии, которая была к этому времени одним из ближайших союзников СССР на Ближнем Востоке, серьезно обострилась. С одной стороны, не прекращал своих враждебных действий по отношению к САР Израиль. С другой стороны, активизировались исламские радикалы, которые мечтали свергнуть находившегося у власти в стране Хафеза Асада – представителя алавитского национального меньшинства и светски ориентированного человека.
В Сирии резко возросло количество террористических актов, направленных против командования сирийских вооруженных сил, особенно ВВС и ПВО страны, выходцем из которых и был Хафез Асад. Боевики радикальных организаций устраивали покушения на сирийских военнослужащих, гражданских чиновников, а затем перешли и к действиям против находившихся на территории Сирии советских граждан – дипломатов, инженерно-технических сотрудников, военных и членов их семей.
В связи с этим главный военный советник в Сирии генерал Будаков запретил советским гражданам перемещаться по стране без вооруженного сопровождения. Но и эта мера не особо помогала. Так, в городе Хаме в результате засады были убиты четыре советских офицера. В Дамаске боевики организовали взрыв Главного штаба ВВС и ПВО Сирии, в результате которого погибли около 100 сирийских военнослужащих, ранения получили 6 советских военных специалистов, в том числе и советник начальника штаба ВВС и ПВО генерал-майор Н. Глаголев.
Главную роль в нападениях на правительственные учреждения, чиновников, советских граждан играла партия «Братья-мусульмане», которая негласно поддерживалась американскими спецслужбами. Радикалы активизировались после ввода советских войск в Афганистан. Теракты против правительственных учреждений и советских граждан стали столь частыми, что в Сирию были направлены сотрудники советской военной контрразведки, работавшие вместе с представителями сирийских спецслужб. Но и их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы снизить волну террора в стране. Нападения и диверсии продолжались, а советским военнослужащим оставалось лишь предпринимать дополнительные меры по защите своих военных объектов и самих себя.
«Синий дом»
Аппарат главного военного советника СССР при командовании вооруженных сил Сирийской Арабской Республики размещался в городе Дамаске. Он находился в многоэтажном здании, прозванном в народе «Синим домом». На двух этажах находились рабочие кабинеты военных советников, а на остальных десяти этажах проживали военные советники, военные специалисты и переводчики со своими семьями. Ведь многие офицеры привезли из Советского Союза жен и детей, не желая разлучаться с родными на время длительной командировки.
Территориально «Синий дом» находился в районе выезда из Дамаска в сторону Хомса. Его обособленное положение сыграло важную роль для обеспечения безопасности объекта. Поскольку здание несколько отстояло от недавно возведенных жилых домов, его обнесли бетонным забором. Вдоль забора установили кубы-надолбы, а въезд в импровизированный двор преградили шлагбаумы. Внешний периметр резиденции военных советников охраняли сирийские военнослужащие, а внутри объекта службу несли советские солдаты. И сирийцы, и наши ребята были вооружены автоматическим оружием.
Контрольно-пропускной пункт на въезде во двор и единственный подъезд «Синего дома» отделяли какие-то сто метров. Отдельно нужно отметить, что прямо у входа в резиденцию находился люк в подземный резервуар, где хранился мазут, используемый в зимние месяцы для организации отопления объекта. Если бы кому-то удалось устроить взрыв над резервуаром с мазутом, то многоэтажное здание в один миг вспыхнуло бы как спичечный коробок. И количество жертв шло бы на многие десятки, если не сотни погибших и раненых.
Именно такой план и вынашивали террористы, получив информацию о том, как обустроен «Синий дом». Но для реализации плана требовалось попасть на территорию объекта, а охранялась резиденция советских военных советников вполне достойно. Тем более, что внутреннюю охрану составляли советские солдаты, и если среди сирийцев во внешней охране еще могли теоретически найтись сочувствующие боевикам, то как можно было проникнуть на территорию, охраняемую бдительными советскими военнослужащими? И все же террористы решили не дожидаться лучшего момента, а действовать. Атаковать советскую резиденцию было решено в начале октября 1981 года.
Нападение на военный городок
5 октября 1981 года рядовой Алексей Теричев заступил на свое очередное дежурство по контрольно-пропускному пункту на входе в «Синий дом». Через 13 дней Алексею должно было исполниться двадцать лет, а там не за горами был и заветный дембель.
В обеденное время к КПП подъехал автобус с детьми. Это были дети советских военных специалистов, возвращавшиеся с занятий в школе при советском посольстве. Детей встретили мамы, которые разобрали их по своим квартирам. На детской площадке у бассейна играли дети дошкольного возраста. Закрыв за автобусом шлагбаум, рядовой Теричев приготовился встречать следующий автобус – с самими военными советниками, которые также спешили на обед. И в этот момент раздались автоматные очереди.
В шлагбаум на большой скорости врезался грузовой автомобиль, а стрелял мужчина, находившийся в грузовике рядом с водителем. Первыми же выстрелами был убит сирийский солдат, несший службу по охране внешнего периметра – Арисман Наэль. Его сослуживцы открыли огонь по автомобилю. Стал стрелять и рядовой Теричев. Он смог первой же очередью расстрелять водителя грузовика. После этого автомобиль остановился прямо в воротах военного городка. Был уничтожен выстрелами советского солдата и террорист, сидевший рядом с водителем. Однако оставался еще один террорист, выполнявший функции прикрытия и засевший со снайперской винтовкой на крыше соседнего дома.
В этот же момент рядовой Теричев вздрогнул от боли в ноги – в него попала пуля снайпера, который стрелял с крыши соседнего дома. К раненому солдату прижалась 10-летняя девочка – дочь одного из специалистов по имени Юлия, которая на свою беду в момент нападения играла возле КПП. У Теричева оставалось время отползти от грузовика, но в этот момент прогремел взрыв. Он был такой силы, что на всех 12 этажах «Синего дома» повылетали стекла. Ранения получили более 100 советских военнослужащих и членов их семей.
Девятнадцатилетний рядовой Алексей Теричев и десятилетняя девочка Юля погибли сразу. Но ценой собственной жизни советскому солдату удалось предотвратить куда более страшные последствия – если бы грузовой автомобиль, начиненный огромным количеством взрывчатки, проехал бы на территорию резиденции и взорвался бы у хранилища с мазутом, сложно даже представить, сколько было бы жертв среди военных специалистов, их жен и детей.
Память о подвиге советского солдата
16 февраля 1982 года Президиум Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебных обязанностей на территории САР, наградил посмертно Алексея Анатольевича Теричева орденом Красной Звезды. Сирийское правительство наградило посмертно советского воина орденом Боевое содружество.
Тем не менее, для семьи Алеши гибель сына стала страшнейшим потрясением. Спустя 2 года, не выдержав переживаний, ушел из жизни и отец Алексея Анатолий Теричев. Но в родной Вологде о подвиге своего земляка, совершенном много лет назад, помнят до сих пор. Так, в школе № 4, где учился Алексей Теричев, оборудован стенд его памяти, а в строительном колледже открыта мемориальная доска. Для учащихся первых курсов училища проводится урок «Сирийская осень», на котором рассказывают о подвиге простого вологодского парня в далекой Сирии.
Надо отметить, что помнят о подвиге советского солдата и в Сирии. В 2001 году, спустя двадцать лет после трагедии 5 октября 1981 года, на месте гибели советского военнослужащего был сооружен памятник – один на двоих – солдату Советской Армии Алексею Теричеву и солдату Вооруженных сил Сирийской Арабской Республики Арисману Наэлю. На памятнике надпись – «На этом месте 5 октября 1981 года погибли солдаты армий САР и СССР, защищая дом советских специалистов».
Недавно Главное военно-политическое управление Вооруженных сил Российской Федерации предложило присвоить имя рядового Алексея Теричева одному из отрядов Юнармии и профессиональному училищу № 29 города Вологды.
Память о подвиге Алексея Теричева, о боевом содружестве советских и сирийских солдат особенно актуальна в наши дни, когда российские военнослужащие сражаются в далекой Сирии против террористов, оказывая помощь законным властям страны. Немало наших соотечественников, к сожалению, уже отдали свои жизни за то, чтобы на сирийской земле наступил мир и террористы более никогда не угрожали мирным жителям. Проходят годы и десятилетия, а воинский долг остается и верность ему хранят все новые и новые поколения российских воинов.