В январе 2005 года в 364 милях к юго-востоку от острова Гуам, где находится одна из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе военных баз США, произошла серьезная авария. Прошло почти пятнадцать лет, но сейчас в сети появились фотографии тех повреждений, которые были получены субмариной во время того странного столкновения.
Столкновение у острова Гуам
Подводная лодка, принадлежащая ВМС США и шедшая на глубине 160 метров, на полном ходу врезалась в подводную гору. Поскольку подводная гора не была нанесена на карты, экипаж лодки вовремя не смог предотвратить аварию. Последствия столкновения были очень серьезными. Так, оказались пробитыми носовые балластные цистерны, субмарина едва не затонула и лишь благодаря усилиям пострадавшего экипажа удалось спасти и лодку, и людей.
Кстати, из 110 членов экипажа субмарины 98 человек получили ранения различной степени тяжести. 24-летний помощник машиниста Джозеф Аллен получил очень серьезную травму головы и на вторые сутки после аварии скончался.
Тем не менее, подводной лодке все же удалось всплыть на поверхность. После этого корабль запросил помощь. Прибывшая подмога отбуксировала субмарину на базу, где и были установлены серьезные повреждения, возникшие в результате столкновения с подводной горой. Удивительно, но мощный корпус спас субмарину от катастрофы, в том числе и от повреждений реакторного отсека.
USS San Francisco, о которой пойдет речь в настоящей статье, относится к классу подводных лодок «Лос-Анджелес». Это – довольно распространенная в Военно-морских силах США субмарина. По крайней мере, в составе ВМС США находится 51 подводная лодка данного класса. Главное предназначение субмарин «Лос-Анджелес» — ведение минной войны, прибрежной разведки, поддержка десанта, осуществление поисково-спасательных операций, а также нанесение ракетных ударов по объектам противника на суше.
Надо отметить, что лодка неплохо вооружена – она имеет ракеты «Томагавк», которые управляются навигационной системой TAINS, противокорабельные ракеты «Гарпун», 533-миллиметровые торпедные аппараты для торпед марки Мk-48 ADCAP, управляемые системой Mark 117. При этом крылатые ракеты могут нести ядерные боеголовки. Субмарина оснащена ядерной силовой установкой – реактором модели GE PWR S6G мощностью 26 МВт. Длина субмарины составляет 110 метров, ширина – 10 метров, лодка может развивать скорость до 15 узлов над водой и 32 узлов под водой. Экипаж субмарины обычно составляет от 119 до 129 человек личного состава.
Собственно субмарина «Сан-Франциско» класса «Лос-Анджелес» была заложена 26 мая 1977 года, а 27 октября 1979 года спущена на воду. 24 апреля 1981 года субмарину ввели в строй, ее первым командиром был назначен коммандер (капитан 1-го ранга) ВМС США Джей Аллен Маршалл. Таким образом, к моменту аварии у острова Гуам подводная лодка эксплуатировалась уже почти четверть века, но, тем не менее, находилась в хорошем состоянии.
Что на самом деле могло произойти с подводной лодкой
Казалось бы, все те события, которые 8 января 2005 года разворачивались в океане в районе острова Гуам, выглядят обычной рутиной из жизни подводников. Да, аварии, да, риск для жизни, но ведь никто не говорит, что служба на субмаринах легка и безопасна.
Однако вызывает подозрение слишком быстрая реакция американского военного командования, причем реакция официальная и публичная. Ведь не было никаких предпосылок для того, чтобы сразу же после происшествия информировать весь мир о заурядных проблемах, возникших у американской субмарины. Командование ВМС США поспешило оповестить о том, что никаких серьезных повреждений американская подводная лодка не понесла. Но что на самом деле могло произойти с субмариной?
Если бы это было бы заурядное столкновение с подводной горой, то не очень понятна столь скорая реакция американских военных. И сразу же напрашивается первая версия о том, что столкнулась субмарина отнюдь не с подводной горой. Но что же это мог быть за объект? Возможно, что американская подводная лодка врезалась в иностранный корабль или субмарину. В этом случае наличие второго участника происшествия не позволило бы американскому командованию замолчать сложившуюся ситуацию и оно решило пойти ва-банк, первым сообщив миру о происшествии в Тихом океане.
Но второй фигурант океанского «дорожно-транспортного происшествия» так и не объявился. Значит, если он и был, то американское командование каким-то образом смогло замять инцидент до того, как об этом стало известно мировой общественности. Здесь возможны два варианта. Первый вариант – субмарина «Сан-Франциско» столкнулась с подводной лодкой какого-либо союзника США, например – Франции, которая активно присутствует в Океании и имеет там свои военно-морские силы.
В этом случае в Пентагоне могли пытаться скрыть происшествие, дабы не портить отношения с союзниками. Вариант второй – субмарина столкнулась как раз с кораблем вероятного противника. Кто может быть достойным противником США в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Только Китай или Россия. И если имело место столкновение с их кораблем или подлодкой, то, опять же, во избежание нагнетания напряженной обстановки американцы могли договориться с другой стороной, а сами выдать произошедшее за столкновение с подводной горой.
Могла ли лодка сесть на мель?
Но, разумеется, столкновение с каким-то другим кораблем или субмариной не было единственной версией причин произошедшей аварии. Подводная лодка «Сан-Франциско» действительно могла сесть на мель, тем более учитывая довольно сложный подводный ландшафт той местности, где произошла авария. Но поведение американского военного командования свидетельствует о том, что если это действительно так, то последствия могли быть куда более серьезными.
Отдельный вопрос, возникающий в этом случае, касается подготовки экипажа субмарины. Сесть на мель, да еще в обычных, мирных условиях, подводная лодка такого класса, оснащенная всем необходимым инженерно-техническим и навигационным оборудованием и управляемая профессиональными моряками могла бы только в случае грубой ошибки со стороны экипажа. Но на таких лодках служат только настоящие специалисты, особенно в США, где военно-морские силы комплектуются исключительно по контракту.
В походе лодки в сторону австралийского побережья не было ничего незаурядного. Для американских кораблей это – довольно привычный маршрут, поэтому, скорее всего, он был просчитан до мелочей, и субмарина спокойно следовала по нему, а командир и офицеры корабля и не подозревали о том, что лодка может сесть на мель.
В пользу серьезности последствий аварии говорит и то, что не менее 20% личного состава экипажа субмарины оказалось выведено из строя с довольно тяжелыми травмами, один моряк от последствий полученного ранения скончался. Для подводной лодки, учитывая, что это не было морское сражение или какая-то серьезная нештатная ситуация, такие потери просто недопустимы. Что было бы, если бы субмарине пришлось столкнуться с реальным противником? Или произошла бы какая-то техногенная авария на борту подводного корабля?
Поэтому американское командование и могло сразу же оповестить о произошедшем мировое сообщество, чтобы его запутать и обезопасить себя от многочисленных вопросов о боеспособности своих субмарин и о качестве подготовки личного состава экипажей американских подводных лодок.
Выдвигалась и еще одна, довольно фантастическая версия. Поскольку незадолго до путешествия американской субмарины в Тихом океане, в Индийском океане произошло сильное землетрясение, оно могло отразиться и на рельефе дна в Тихом океане. Соответственно, подводная лодка могла столкнуться с каким-то вновь образовавшимся объектом, который прежде не был нанесен на морские карты. Но ведь современное навигационное оборудование и в этом случае должно было помочь экипажу вовремя сориентироваться в сложной ситуации.
Испытания вооружения или другая секретная миссия
Согласно еще одной версии, которая получила распространение в средствах массовой информации, американская подводная лодка «Сан-Франциско» действительно двигалась в сторону Австралии, но главной задачей ее путешествия было выполнение секретной миссии. Относительно того, что за миссию должна была выполнить субмарина, версии также расходятся.
Первая версия утверждает, что подводная лодка перевозила некий секретный груз, возможно новое оружие, предназначавшееся австралийской стороне. И именно поэтому американское военно-морское командование и предпочло сообщить о катастрофе, чтобы отбить у прессы желание начать самостоятельное расследование причин странного происшествия в Тихом океане.
Согласно второй версии, субмарина могла испытывать в Тихом океане новые системы вооружения. Возможно, в процессе испытаний произошел какой-то сбой, из-за чего лодка получила повреждения, а многие члены экипажа были ранены. Если так и было, то все встает на свои места. Во-первых, командование стремилось максимально обезопасить себя от внимания мировой прессы и сразу же выдвинуло версию о столкновении с подводной скалой. Во-вторых, во время испытания вооружения действительно могли пострадать военные моряки с субмарины.
Интересно, что когда «Сан-Франциско» следовала с места аварии на базу, ее сопровождали военные самолеты и вертолеты, хотя в целом в процедуре возвращения поврежденного подводного корабля в док не было ничего сверхъестественного и необычного, требовавшего привлечения столь внушительного и хорошо вооруженного конвоя. Но потребность в таком конвое легко объясняется, если на лодке находились какие-то секретные грузы или новейшие системы вооружения.
Дальнейшая судьба лодки
В 2009 году, после четырехлетнего ремонта, подводный крейсер «Сан-Франциско» вернулся в строй и продолжил службу в ВМС США. Что касается официальной версии произошедшего, то командование Военно-морских сил США признало непосредственным виновником аварии в Тихом океане командира, старших офицеров и экипаж субмарины. Тем самым были сняты любые домыслы по поводу причин странной аварии.
— писала по поводу аварии New York Times.
Официальный представитель командования 7-го флота ВМС США Айк Скелтон сообщил, что главным виновником в аварии можно признать командира подводной лодки Кевина Муни. Офицера отстранили от занимаемой должности и вынесли ему письменный выговор. Такая мера является в США очень серьезным дисциплинарным взысканием, способным существенно затормозить карьеру офицера, особенно претендующего на серьезные командные должности.
Уже затем вице-адмирал Джонатан Гринерт, занимавший в то время пост командующего 7-го флота ВМС США, подчеркивал, что экипажем судна не были выполнены очень важные действия в рамках штурманской работы по прокладыванию маршрута. И командир субмарины Муни, не проконтролировав выполнение этих работ, якобы подставил под угрозу и судьбу подводной лодки, и жизнь и безопасность своих подчиненных – подводников. То, что лодка двигалась на высокой скорости и не был произведен замер глубины, тоже было поставлено в вину капитану Муни и его старшим офицерам.
И тем не менее, это лишь официальное объяснение произошедшего. Что в действительности произошло четырнадцать лет назад в Тихом океане, мы можем не узнать никогда.