Саммит во вьетнамской столице завершился безрезультатно, так как Трамп не изъявил желание отменить санкции в обмен на закрытие основного северокорейского завода по обогащению урана в Йонбене. Американского лидера откровенно мало интересовала северокорейская проблема: осажденный расследованиями и публичными слушаниями в Конгрессе его бывшего адвоката Майкла Коэна, которое проходило одновременно с саммитом, Трамп обладал гораздо меньшим пространством для внешнеполитического маневра, чем раньше. Скандальный 45-й президент признал это, заявив: «Я думаю, что проведение подобного фальшивого слушания во время этого очень важного саммита – действительно ужасная вещь».
Если бы перед саммитом внутри страны сложился более благоприятный внутренний климат, могло бы быть возможным поэтапное заключение соглашения, включающее установление дипломатических отношений, замораживание или сокращение ядерного оружия КНДР поддающимся проверке способом и ослабление санкций США и Южной Кореи. По информации некоторых источников, Ким, возможно, рассматривал создания в Пхеньяне своего рода офиса связи США для поддержания постоянных контактов между правительствами двух стран.
В общем, объективной причины, по которой эти переговоры должны были провалиться, не существует. Северокорейцы считают, что после первого саммита в Сингапуре они предприняли первые необходимые шаги по укреплению доверия, достаточные для прекращения санкций, и некоторые американские эксперты согласились с этим. Но настойчивые советники Трампа, приверженные требованию «полной, поддающейся проверке необратимой денуклеаризации», позаботились о том, чтобы администрация расширила санкции и отклонила предложения Южной Кореи об ослаблении их собственных. (Напомним, Трамп заявил: «Они ничего не делают без нашего одобрения». – Прим. авт.)
Накануне второго саммита Дональд Трамп сказал: «Я не хочу никого торопить. Я просто не хочу испытаний. Пока нет испытаний, мы будем счастливы».
Что ж, Ким сделал его счастливым, мораторий КНДР на испытания ядерного оружия будет действовать и далее. Но итоги ханойской встречи оставили весь запас бомб и ракет Пхеньяна нетронутым, позволили продолжать накапливать расщепляющийся материал и, что самое важное, продолжить исследования и разработки ядерного оружия и ракет различной дальности. Конечно, испытания необходимы для определения надежности оружия, но пока, как сказал северокорейский лидер, КНДР уверена, что обладает ядерным и ракетным потенциалом в нужном объеме.
Трудно сказать, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Обе стороны придерживались подхода «все или ничего», что, вероятно, означает, что, хотя северокорейцы будут отказываться от испытаний оружия, они будут продолжать совершенствовать имеющееся у них оружие, а американцы будут продолжать настаивать на применении санкций, которые, очевидно, не действуют. Заветная денуклеаризация стала еще более отдаленной перспективой, чем когда-либо.
- Автор:
- Аркадий Нойман
- Использованы фотографии:
- twitter.com/realdonaldtrump (видеокадр)