Fugiat excepteur

Мне бы в небо: новейший высокоманевренный истребитель МиГ-35

Как проходят государственные испытания новейшего многофункционального фронтового истребителя МиГ-35? Чтобы это узнать съёмочная группа «Полигона» телеканала Т24 отправились в Ахтубинск, в 929-й государственный лётно-испытательный центр Минобороны. Именно здесь делают первые шаги в небо новые машины. Команде «Полигона» удалось снять эксклюзивные кадры воздушных маневров «тридцать пятого», а также узнать особенности производства и лично поучаствовать в его сборке.

Разбор полетов

МиГ-35 – это дальнейшее развитие истребителя МиГ-29. Однако, машины похожи лишь внешне. В остальном, включая материалы корпуса, новый истребитель значительно отличается от предыдущего. «Тридцать пятый» обладает довольно мощной конструкцией по сравнению со своими предшественниками. Усиленные стойки шасси позволяют машине стартовать и приземляться с неподготовленных аэродромов, при необходимости совершать посадку с тяжелым вооружением и большим запасом топлива, а также приземляться на необорудованные полосы, к примеру, на грунтовую поверхность. Более 20% элементов планера выполнено из композиционных материалов, ряд конструкторских решений улучшил характеристики устойчивости и управляемости самолёта, повысил показатели манёвренности, а также значительно снизил его радиолокационную заметность.

Команда «Полигона» убедилась: МиГ-35 – универсальная машина, которую можно использовать в любых климатических зонах и на высокогорных аэродромах. Для полётов над морем и в тропических условиях самолёт и его системы обработаны по специальной технологии защиты от коррозии. «Тридцать пятый» оснащён развитым комплексом обороны, который лишает противника фактора внезапности и даёт пилоту достаточно времени, чтобы уклониться от атаки и оказать противодействие. По классификации МиГ-35 проходит как легкий истребитель, но по факту совокупность всех его характеристик позволяет причислить этого воздушного бойца к средним и даже тяжелым машинам.

Высший пилотаж

От своего предшественника МиГ-35 отличается габаритами: размах крыла у новой машины больше, а следовательно – больше точек подвески для вооружения плюс возможность его крепления на фюзеляж. Дальность полета истребителя возросла практически вдвое и составила 2 400 км. Кроме того, кабина второго пилота при необходимости может быть переформирована под установку дополнительного топливного бака, что еще больше расширяет возможности самолета и увеличивает дальность полета до 3 000 км. Впрочем, в случае необходимости самолет можно дозаправить в воздухе от такого же истребителя. МиГ-35 может сам выступать в роли заправщика, разместив на крыле 4 подвесных бака благодаря наличию агрегата заправки ПАЗ-МК.

Авионика истребителя позволяет пилотировать его автономно, без использования спутниковой группировки, что значительно упрощает ведение воздушного боя, поиск наземных целей и их атак. Кабина МиГ-35 полностью стеклянная с тремя многофункциональными индикаторами и еще одним широкоугольным – на лобовом стекле – для вывода информации. Все это позволяет летчику вести воздушный бой, уделяя меньше внимания приборам. Значительно упрощает работу новая нашлемная система целеуказания. Она дает возможность выполнять необходимые маневры, не теряя визуальный контакт с целью, и повышает безопасность пилотирования истребителя в сложных метеорологических условиях.

На максимальных скоростях летчику сложно оперативно среагировать на мгновенно меняющуюся ситуацию, именно поэтому на МиГ-35 стоят системы автоматического управления и ограничительных сигналов. Для большей надёжности у всего оборудования есть дополнительные дублирующие системы, которые обычно включены в режим ожидания.

МиГ атакует

Боевая нагрузка воздушного бойца достигает 7 тонн. В основной конфигурации установлены ракеты «воздух-воздух» с самонаводящимися головками, для ближнего боя используются ракеты Р-73Э. Для наземных целей применяются авиабомбы, корректируемые бомбы с лазерным и телевизионным самонаведением, высокоточные ракеты с телевизионным наведением и ракеты калибра 80 и 122 мм.

Для ближнего боя в воздушном пространстве, а также для поражения наземных целей используется тридцатимиллиметровая пушка ГШ-301 с 100-снарядным боекомплектом.

В истребителе установлена новая бортовая БРЛС «ЖУК-АЭ» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), состоящей из 680 приёмо-передающих модулей, которые составляют единое поле самостоятельных радаров. Они позволяют станции обнаруживать и сопровождать 30 целей и одновременно атаковать до 6 воздушных и 4-х наземных целей на дальности до 160 км.

В бортовой комплект обороны входит станция обнаружения лазерного излучения «СОЛО», установленная в левой и правой законцовках крыльев истребителя. Она обеспечивает обзор практически на 360°. Дальность обнаружения – 30 км. Новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование позволяет вести воздушные бои днем и ночью в пределах и за пределами визуальной видимости. Система позволяет обнаруживать даже самолеты, малозаметные для радаров. Одним из важных преимуществ истребителя стала возможность оперативно занять позицию для атаки, быстро вывести истребитель из-под огня противника и занять позицию для последующей атаки или выхода из боя.

.