Fugiat excepteur

Пилоты НАТО как истинные жертвы бомбардировок Югославии









Признаться, современное российское кино я не очень люблю. Или даже так – я не люблю его совсем. Не то чтобы я был снобом или большим эстетом, нет, я такой же, как и большинство из моих сограждан. Но все-таки, если уж смотреть что-то после блистательных фильмов поздней советской эпохи, если уж любить кого-то после Папанова, Миронова, Высоцкого, Тереховой, Боярского и ещё десятков блистательных актеров, то это должно быть хоть немного смотрибельно и талантливо. Увы, с упомянутой эпохой ушли и актеры, и сценарии, и талант, и режиссерские находки, и каждый новый российский фильм, невзначай посмотренный мною, пробивает в моей эстетической платформе огромную брешь. Не смотрю, чтобы совсем на дно не опуститься…

Тем не менее, новости о российском кинематографе иногда все-таки долетают и до меня. Обычно я стараюсь их фильтровать и не впускать в сознание, но иногда они просто триумфально пробивают всякую защиту и заставляют о себе подумать.

Одной из таких новинок стал фильм «Балканский рубеж», снятый российскими кинематографистами при участии их сербских коллег. Фильм посвящен знаменитому рейду российских десантников на Приштину, где они, буквально ещё под крыльями у натовской авиации, смогли занять местный военный аэродром.

Разумеется, привлекли меня не художественные достоинства фильма, о которых я, к сожалению (или к счастью), ничего не знаю. Нет, гораздо интереснее (для меня) стала реакция западных СМИ на этот фильм. И я вам скажу, что этот фильм стоило снять только для того, чтобы прочитать редакционную статью лондонской «Таймс», посвященную этой картине.

Признаться, если бы не определенные правила, я с удовольствием процитировал бы всю статью, взяв её в кавычки, после чего ограничился бы буквально парой-тройкой предложений. Она настолько красноречивая и бесхитростная в своей апологетике западной непогрешимости, что говорить там вроде бы больше и не о чем. Но так как правила существуют, цитировать этот шедевр придется все-таки аккуратнее…

Сейчас в переполненных кинозалах по всей России и Сербии идет фильм «Балканский рубеж». Этот остросюжетный боевик заявлен как правдивая история натовских бомбардировок Белграда при режиме Слободана Милошевича. Его тенденциозный посыл выходит далеко за рамки общепринятых норм, превосходя в этом даже западный исторический кинематограф, который подчас чересчур вольно обращается с истиной.

Нет, вы заметили, как с помощью словесной эквилибристики можно не просто смягчить, а радикально изменить реальность? «Подчас», «чересчур вольно» и фраза «который нагло и бессовестно врет на каждом шагу» превратилась во что-то спокойное и даже вполне доброжелательное. И это о том самом западном кинематографе, который силами буквально нескольких супергероев выиграл Вторую мировую, победил во Вьетнаме, разгромил СССР и так далее.

Но это, конечно, ещё не верх лицемерия, которого в данной статье переизбыток. Как вам такая фраза:

Если кто и принес подлинную жертву, так это пилоты НАТО, которые в ходе 78-дневной воздушной операции положили конец поползновениям Милошевича против косовских албанцев.

Так вот оно что! Вот кто истинные герои! Жертвенные агнцы, приносившие себя на алтарь мира и стабильности! А заодно, напомню, разбомбившие практически все крупные промышленные объекты Сербии, электростанции, склады, не оставившие в республике ни одного целого моста, хладнокровно бомбившие телецентры, радиостанции, редакции газет и типографии, попадавшие, и неоднократно, в гражданские объекты, защищенные Женевской конвенцией (конечно же, «по ошибке»). Это именно эти «жертвенные агнцы» на своих «Бородавочниках» засевали сербские поля снарядами с обедненным ураном, от которого до сих пор страдают жители Сербии. Это именно они умудрились попасть даже по китайскому посольству, это их ракеты и бомбы падали на территории соседней Болгарии.

Нет, действительно, жертвы, и жертвеннее просто не бывает. Ну а как иначе-то? Ведь это – рыцари света, чудесные эльфы, оседлавшие почти неуязвимых драконов и сверху поливающие огнем страшную тиранию Милошевича.

В статье много говорится о мягкой силе Владимира Путина, с помощью которой он пытается переформатировать под себя Балканы. И вывод из этого простой: если подобное случится, то не миновать региону новых больших жертв! Соответственно, фильм «Балканский рубеж» является не просто неудачным, с их точки зрения, художественным продуктом, а настоящим идеологическим оружием, с помощью которого злой Влад Путин пытается перевернуть ось мира и бросить добрый Запад под ноги орочьих полчищ.

Россия некогда поддержала Сербию в войне за Косово, а теперь пытается разжечь там антизападные настроения, чтобы укрепить в регионе свое влияние. Косово в 2008 году провозгласило независимость от Сербии — и не без причины. Виной тому отказ Сербии относиться к Косову справедливо, и независимость края была признана британским правительством и администрацией США. Россия, напротив, стремится превратить государства бывшей Югославии в своих сатрапов в борьбе против Запада.

Прекрасные обороты, согласитесь? И ещё раз пнули сербов, и обосновали признание Косова западными государствами, и Россию заклеймили как пособника несправедливости и реваншизма. Ну и заканчивается статья весьма красноречиво:

Путинский режим печально известен своими пропагандистскими кампаниями, которые обеляют вопиющие акты насилия против малых наций и беззащитных народов. Этому пора положить конец. Когда ложь рядится в одежды истины, под угрозой оказывается жизнь и свобода.

«Пора положить этому конец» — не больше, но и не меньше. Что, журналисты почтенного издания свято верят, что пришло, наконец, время для окончательного обуздания страшного Мордора? Или это все-таки фигура речи, имеющая скорее некое мобилизующее значение? Давайте все-таки остановимся на втором варианте: вряд ли даже писакам из «Таймс» доверили бы настоящие планы грядущего противостояния с Россией.

Да и не нужно им этого. Свою работу они знают и делают довольно хорошо, а лишним, наверное, даже не интересуются – меньше знаешь, дольше проживешь. Тем более в Англии, где и за меньшее «Новичком» угостить могут.

Но все-таки обратите внимание на то, как жестко там отслеживают все, что хоть как-то может повлиять на западные интересы в развернувшемся глобальном противостоянии. И как стремительно разворачиваются информационные полки, стоит хоть где-то и хоть в чем-то их «полководцам» увидеть угрозу для себя и своих интересов.

Ещё раз отмечу, что я не могу говорить о художественных достоинствах фильма «Балканский рубеж», поскольку просто не смотрел его. Но уже сейчас могу сказать, что фильм получился хороший, если по нему дали залп из такого крупного калибра, как лондонская «Таймс».

Точнее, даже не хороший, а правильный. Да, пожалуй, это верное слово. Правильный фильм, показывающий происходящее с верного ракурса. Так, что становится видна правда, которую вот уже два десятилетия усиленно прячут западные СМИ.

Конечно же, этот фильм не перевернет мир и не свернет его со своей оси. Но правда, как живая вода, может подтачивать стены, размывать фундаменты тюрем, растворять и вымывать яды. И пусть её совсем немного, каждая капля нужна и важна.

Поэтому, наверное, я все-таки попробую его посмотреть. И пусть он действительно, как пишут, «оголтелый», ура-патриотический, однобокий – похоже, у нас сейчас как раз дефицит именно этой оголтелости и однобокости. А раз так, то моя эстетическая платформа залатает ещё одну брешь, а несколько рублей от моего просмотра пойдут на доброе дело.

Пустяк, а газете «Таймс» неприятно. Ну как тут не порадоваться?

Источник: https://inosmi.ru/politic/20190402/244861704.html.

Автор:
Виктор Кузовков
.