На протяжении нескольких последних десятилетий китайская судостроительная промышленность реализует амбициозную программу по перевооружению ВМС. Массово строятся корабли разных классов, и это уже обеспечило КНР лидирующие позиции в ближайших акваториях. Программа продолжается, и в будущем Пекин сможет претендовать на Тихий океан. Однако пока не все так просто и хорошо. Реальность все еще отстает от смелых и оптимистичных планов.
Авианосец «Ляонин» типа «001». Фото Wikimedia Commons
Военно-морская мощь
К настоящему времени Китай смог построить самые крупные и мощные ВМС в своем регионе. По количеству и качеству кораблей китайский флот уступает только американскому. Впрочем, в мае в зарубежных СМИ появились данные о его выходе на первое место по количеству вымпелов. Таким образом, ВМС НОАК являются одним из важнейших участников противостояния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
По известным данным, в ВМС Китая служит около 240 тыс. человек. В боевом составе присутствует 62 подлодки разного назначения и 83 надводных боевых корабля с ударным вооружением. Десантный флот имеет более 100 вымпелов, флот прибрежной зоны – более 200. В перевозках и обеспечении задействовано около 190 судов.
Все корабли, суда, катера и т.д. распределены между соединениями трех флотов. Военно-морские базы находятся на всем протяжении китайского побережья. Кроме того, ведется развертывание новых баз – в третьих странах или на самостоятельно построенных искусственных островах. За счет этого обеспечивается работа надводных сил как в ближайших морях, так и в более удаленных регионах.
Боевые корабли
Наибольшее внимание привлекает авианесущий флот ВМС НОАК. Пока он включает только один авианосец проекта «001», используемый для подготовки моряков и пилотов. В ближайшее время начнет службу головной корабль «Тип 001А». Также ведется строительство нескольких новых авианесущих кораблей. До конца двадцатых годов Китай может сформировать несколько полноценных авианосных ударных групп.
Эсминец «Наньчан» — головной корабль пр. «055». Фото Cjdby.net
Серьезную силу представляют собой эсминцы ряда проектов. По проектам «051», «051B» и «051C» построено пять кораблей. Корабли «Тип 052» разных модификаций имеются в количестве 20 единиц. Еще несколько находятся на разных стадиях строительства. Продолжается строительство трех эсминцев «055», а головной корабль этого типа вскоре начнет полноценную службу. Интересной составляющей надводного флота являются четыре корабля пр. 956 советской постройки.
В строю остаются относительно старые фрегаты «Тип 053» трех модификаций. В серии их сменили более новые «054» и «054A» – уже сдано более 30 таких кораблей. Согласно актуальным планам, ВМС НОАК должны получить 60 корветов пр. «056» и «056A». К настоящему времени флаг поднят на 40-50 таких кораблях. Строительство всей запланированной серии будет завершено в обозримом будущем.
Уделяется внимание и малым кораблям или катерам. Построено порядка 60 ракетных катеров «Тип 22», дополнивших почти три десятка более старых «Тип 037». В рамках семейства «037» в прошлом было построено около 90 малых противолодочных кораблей. Артиллерийские катера представлены проектом «062I» – 15-17 вымпелов.
Десантные силы ВМС располагают примерно сотней кораблей и катеров разных классов. Самыми новыми и совершенными считаются шесть универсальных десантных кораблей «Тип 071»; в этом году ожидается вступление в строй седьмого. При этом основу сил составляют 32 больших десантных корабля пр. «072» в трех модификациях. Также необходимо отметить такое же количество средних кораблей «073» и «074».
Эсминец «Урумчи» проекта «052D». Фото Минобороны Японии / mod.go.jp
Задача борьбы с минными заграждениями возлагается на 42 судна нескольких проектов. Прежде всего, это тральщики проектов «081» и «082» нескольких модификаций – в общей сложности 30 единиц.
Количество и качество
Списки кораблей и судов показывают, что надводные силы китайского флота являются одними из самых крупных в мире. В подобном контексте количество порой переходит в качество, но в это вряд ли относится к ВМС КНР. Специфика текущей кораблестроительной программы накладывает серьезные ограничения на боеспособность флота и круг решаемых задач.
Как показывает практика, для эффективной работы в Мировом океане современному флоту необходимы полноценные АУГ, включающие собственно авианосцы, корабли сопровождения и многоцелевые подлодки. На данный момент Китай может сформировать одно такое соединение. Решающий перелом в этой области произойдет только в будущем, когда в боевой состав ВМС войдут новые авианосцы. Пока же китайский флот сталкивается с существенными ограничениями по боевому применению палубной авиации.
Другие корабли 1 ранга (по российской классификации) в надводных силах КНР попросту отсутствуют. У Китая нет ни одного крейсера. В таких условиях основной ударной силой флота оказываются эсминцы разных типов, но и тут имеются затруднения.
Корвет пр. «056A» Фото US Navy
На данный момент к службе готов только один эсминец пр. «055». Этот корабль с водоизмещением до 13 тыс.т несет установку вертикального пуска с 112 ячейками под ракеты разного назначения. Главным ударным средством являются ракеты «поверхность-поверхность» CJ-10 и противокорабельные YJ-18. По своему оснащению и вооружению «Тип 055» похож на современные боевые корабли зарубежных стран. Однако такие корабли пока строятся, а основу группировки эсминцев составляют представители пр. «052». Эсминцы модификации «D» несут УВП на 64 ракеты. Более старые версии «Типа 052» и корабли пр. «051» комплектовались специализированными ПУ под разное оружие. С современных позиций это выглядит недостатком.
Новейший фрегат «054A» имеет УВП на 32 ячейки, но ПКР C-803 используются с отдельными ПУ. Корабли семейства «Тип 053» не имеют универсальных средств запуска и потому несут ряд отдельных установок. То же относится и к корветам семейства «056» – их ПКР YJ-83 помещаются в отдельных ПУ.
Также следует затронуть тему ходовых характеристик кораблей. Лишь крупные боевые единицы способны работать в дальней морской и океанской зонах. Большая часть кораблей предназначается для охраны побережья от того или иного нападения вероятного противника, и потому имеет соответствующие ходовые качества и характеристики.
Специализированная сила
Действительно, количество кораблей и судов надводных сил выводит ВМС Китая на лидирующие позиции в мире. При этом возможности и потенциал боевых единиц и вспомогательного флота все же не развиты до такой степени, чтобы полноценно претендовать на мировое лидерство. Впрочем, это и не требуется. Строительство ВМС КНР в настоящее время имеет иные цели и задачи, и их удается успешно решать.
УДК «Куньлунь Шань» («Тип 071») в сопровождении ракетных катеров «Тип 022». Фото Usni.org
На данный момент главной задачей ВМС НОАК является охрана побережья от угроз, создаваемых флотами вероятных противников. Кроме того, китайские корабли должны демонстрировать силу вблизи недружественных стран и в спорных районах. Пекин намерен закреплять свое региональное лидерство, и потому все усилия в контексте ВМС связаны с ближайшими морями и западными районами Тихого океана.
Текущие условия и актуальные задачи позволяют сделать основой надводных сил сравнительно небольшие эсминцы, фрегаты и корветы. Такие корабли достаточны для работы в прибрежной и ближней морской зонах, а также позволяют обеспечить присутствие на больших удалениях от баз. Одновременно с этим не исключается дальнейшее развитие ВМС, для чего ведется разработка и строительство авианосцев, способных работать в океане.
Интересной особенностью ВМС НОАК является наличие большого числа десантных кораблей. Одной из самых популярных тем в контексте китайского флота является гипотетический морской десант на Тайвань или на спорные острова ближайших морей. Наличие массы старых кораблей и строительство новых УДК подстегивает подобные обсуждения.
Претендент на лидерство
Таким образом, военное и политическое руководство поставили задачу по развитию военно-морских сил с достижением определенных целей, и НОАК вместе с судостроительной промышленностью работают над ее решением. Верфи строят значительное количество кораблей и судов разных типов, что приводит к увеличению списочного состава надводных сил, а также положительно сказывается на их боевом потенциале.
Можно утверждать, что к настоящему времени Китай прочно занял лидирующее положение по военно-морской мощи среди других стран АТР. Прочие государства, ведущие деятельность в регионе, не желают мириться с этим и тоже развивают свои ВМС и вооруженные силы в целом. Однако Китай успел обеспечить себе серьезные преимущества перед большинством конкурентов.
Для сохранения текущего положения дел Китаю придется приложить немалые усилия, а правильное использование доступных ресурсов позволит ему окончательно закрепить за собой лидерство в регионе. Очевидно, что строительство кораблей для надводных сил ВМС НОАК будет продолжаться и показывать новые успехи. При этом не стоит ожидать кардинальные изменения в кораблестроительной программе – решение для текущих задач найдено и успешно реализуется.