Fugiat excepteur

Перестройка Т-55. Проект тяжёлой боевой машины пехоты БМП-55У (Украина)

Известен целый ряд проектов, предусматривающих перестройку устаревшего танка в бронемашину для перевозки пехоты. Подобные образцы разрабатывались в разных странах, в том числе на Украине. В последние десятилетия украинские предприятия предложили несколько вариантов перестройки устаревшего среднего танка Т-55 в тяжелую боевую машину пехоты, но ни один из них не дошел до серийного производства. Первой известной разработкой такого рода стал проект БМП-55У.


Облик БМП-55У с боевым отделением от БМП-2. Рисунок Gurkhan.blogspot.com

Поиски решений

По известным данным, первая украинская попытка перестроить Т-55 в ТБМП имела место в 1998 году. Подобный проект был предложен Конструкторско-технологическим центром министерства обороны Украины. Эта организация имела определенный опыт разработки и перестройки бронетехники, который можно было использовать при создании новых образцов.

В основе проекта с рабочим названием БМП-55У лежали идеи дальнейшего развития боевых машин пехоты с учетом событий последних лет. Локальные конфликты показывали, что серийные БМП имеют недостаточную живучесть. Требовалось усиление защиты до уровня, как минимум, средних танков прошлого.

В качестве платформы для будущей БМП-55У выбрали средний танк Т-55. В своей исходной роли он давно устарел, но представлял интерес в качестве базы для другой техники. Применение танкового шасси позволяло получить солидный прирост защиты при сохранении требуемой подвижности и надежности. Кроме того, оставался определенный запас грузоподъемности под те или иные цели.

Предполагалось, что танки Т-55 для строительства перспективных БМП-55У можно будет снимать с хранения. Большой запас такой техники у Украины и других стран мог дать проекту определенные преимущества. Впрочем, они так и не были реализованы.

Технические особенности

В качестве базы для БМП-55У использовалось переработанное шасси танка Т-55. По желанию заказчика, оно могло получать новый более мощный двигатель, дополнительное бронирование или динамическую защиту и другие компоненты, отсутствовавшие на базовом образце. При этом сохранялось штатное гомогенное бронирование. В корме сохранялся моторный отсек, а объем боевого отделения использовался в качестве десантного.

Предлагалось удаление башни и подбашенного листа, вместо которых следовало монтировать новую броневую рубку с погоном под боевой модуль. За счет такой рубки обеспечивалось увеличение высоты обитаемого отсека и определенное улучшение эргономики. По некоторым данным, рубку и посадочное место под башню предлагалось заимствовать у БМП-1/2, однако это могло негативно сказаться на общем уровне защиты.

На передней части рубки, со сдвигом к правому борту, предлагалось монтировать боевой модуль или башню. БМП-55У могла бы нести различные модули или вооружения. Прежде всего, предлагалось использовать башню от БМП-2 с 30-мм автоматической пушкой и пулеметом. Также не исключалось применение башенной пулеметной или пушечно-пулеметной установки от советских БТР. Возможно, при дальнейшем развитии проекта могли бы появиться и иные варианты вооружения.

В варианте с башней БМП-2 или БППУ боекомплект основного 30-мм орудия достигал 500-550 снарядов. Ящики для пулемета ПКТМ вмещали 2000 патронов. Можно было обеспечить установку противотанкового ракетного комплекса с боекомплектом из четырех ракет.


Танк Т-55 в качестве памятника. Фото Vitalykuzmin.net

Рабочее место водителя оставалось в носовой части корпуса. За ним помещался один из десантников. В башне находилось одно или два места для командира и наводчика. В задней части обитаемого отсека поместили еще пять мест для десанта. Экипаж БМП-55У имел собственные люки в крыше корпуса и башни. Для десанта предназначался общий люк в крыше рубки. В бортах последней планировалось сохранить амбразуры для стрельбы из личного оружия.

Получившаяся тяжелая боевая машина пехоты должна была сохранять габариты базового танка. Боевая масса сокращалась до 28 т. Впрочем, этот параметр зависел от пожеланий заказчика и комплектации. Рост удельной мощности позволял получить заметный прирост в ходовых и динамических характеристиках.

Проект БМП-55У предусматривал определенное упрощение производственных процессов, что должно было стать его дополнительным преимуществом. Перестройка танков в ТБМП могла бы осуществляться силами ремонтных заводов. Какие-либо особые технологии, имеющиеся только у более крупных предприятий, не требовались.

Бумажный проект

Проект перспективной тяжелой БМП на базе танка появился в 1998 г. Это были не самые удачные времена как для украинской, так и для всей постсоветской оборонной промышленности. Все это предопределило дальнейшую судьбу проекта.

Как в конце девяностых, так и в более поздние периоды Украина не могла позволить себе существенное обновление парка бронетехники сухопутных войск. У страны не было денег на закупку достаточного количества машин новой постройки. Перестройка танков с хранения тоже оказалась невозможной. Кроме того, в сложных условиях того времени военное и политическое руководство страны предпочло поддержать немногочисленными заказами танкостроителей из Харькова. В такой обстановке киевский проект не имел ни единого шанса.

Проект БМП-55У был предложен в 1998 г., и, вероятно, тогда же отправился в архив за отсутствием реальных перспектив. В течение долгих лет он оставался неизвестным, и лишь недавно исследователи обнаружили старые документы и рассказали о них общественности.

Плюсы и минусы

По сути, проект БМП-55У стал жертвой характерных проблем своего времени. Основной причиной отказа от него стало отсутствие денег у основного заказчика. В таких условиях реальные плюсы и минусы проекта отходили на второй план и не оказывали заметного влияния на результат. Впрочем, сейчас ничто не мешает рассмотреть известные данные и сделать некоторые выводы о проекте.


Тяжелая бронемашина БМП-55 обр. 2009 г. Фото Wikimedia Commons

Плюсы проекта БМП-55У и иных подобных разработок очевидны. Использование готового шасси позволяет сэкономить на строительстве, а противоснарядное бронирование дает изрядный рост защищенности. Также имелась возможность применения разных боевых модулей с вооружением, соответствующим требованиям заказчика.

Главный минус проекта заключался в моральном и физическом устаревании предложенного шасси. Опыт конфликтов того времени показывал, что ТБМП с гомогенной броней среднего танка вряд ли могла бы показывать серьезные преимущества перед легкобронированными БМП-1/2. Применение агрегатов от последних тоже не способствует повышению живучести. Сохранение «танковой» компоновки затрудняет посадку и высадку десанта. Проблемой могла стать и необходимость ремонта танков перед перестройкой в ТБМП.

Развитие идей

Таким образом, тяжелая боевая машина пехоты БМП-55У могла показывать преимущества перед другой техникой аналогичного назначения, но по ряду показателей проигрывала ей. Окончательный выбор оставался за заказчиком, и это в итоге определило судьбу проекта. Украинская армия не заинтересовалась проектом КТЦ Минобороны. Экспортные заказы тоже не поступили. Вероятно, проект даже не выводили на международный рынок.

Впрочем, украинская промышленность не отказалась от идеи перестройки устаревшего танка в современную ТБМП. В 2000 г. в Харькове начались работы по аналогичному проекту, впоследствии получившему известность под названием БМП-55. В этом проекте учитывался отечественный и зарубежный опыт. В частности, танковое шасси «развернули» задом наперед, что позволило получить удобное десантное отделение с кормовым выходом.

В 2009 г. была построена первая и последняя опытная БМП-55. Эта машина прошла испытания и показала свои возможности, но не продвинулась дальше. В тот период и позже на Украине разрабатывались и другие варианты БМПТ. Все они дошли до испытаний и уже по этой причине были успешнее БМП-55У. Однако ни один подобный образец так и не поступил на вооружение. Причины этого остались прежними – отсутствие интереса со стороны заказчика, обусловленное нехваткой финансов.

.