Почти через десять лет после смены парадигмы, обусловленной войной в Ираке, мир увидел волну инициатив по модернизации легких защищенных машин, зародившихся в военных структурах многих стран. Сегодня некоторые из этих программ наконец-то подходят к своему завершению.
В 2019 году программы по военным машинам столкнулись с новыми реалиями, определяемыми сложными и изменчивыми факторами. Учитывая наращивание сил и средств в США, Китае и России, подготовка к военным действиям с почти равным соперником в настоящее время становится приоритетной задачей, кроме того, нельзя не учитывать высокую вероятность возникновения городских конфликтов. В Американском институте современной войны прогнозируют, что «город станет будущим полем боя».
Вследствие этого легкие защищенные машины (ЛЗМ) превратились в модульные платформы, способные принять легкосъемные броневые комплекты, разведывательные системы и дистанционно управляемые модули вооружения, а также обеспечить переброску пехоты.
Кроме того, если промышленность хочет поддерживать свои платформы в актуальном состоянии, они должны быть функционально гибкими не только снаружи, но и внутри, поскольку необходимо идти в ногу с развитием технологий открытой архитектуры.
Адаптирующаяся основа
В рамках одного из самых крупных проектов в сфере ЛЗМ первые несколько тысяч легких тактических бронеавтомобилей JLTV (Joint Light Tactical Vehicle) компании Oshkosh уже поступили на снабжение американских военных. JLTV заменит автомобиль HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), который с самого начала не в полной мере соответствовал требованиям к противоповстанческим операциям.
Реализация программы производства новых машин началась четыре года назад. В ноябре 2018 года было объявлено о заказе на полномасштабное производство стоимостью 1,69 миллиарда долларов. При начальном заказе 11000 машин JLTV на данный момент поставлено порядка 3000 штук. Компания Oshkosh к настоящему времени перешла к производству с максимальным темпом, по графику уже к концу марта 2019 года 1-я бригада в Форт-Стюарте была полностью оснащена этими машинами.
Компания Oshkosh с самого начала заложила высокий уровень адаптируемости (функциональной гибкости) в основу своего проекта, который отличается множеством опциональных компонентов, способных сбалансировать защиту, подвижность и грузоподъемность. JLTV выпускается в двух- и четырехдверном вариантах в четырех конфигурациях: общего назначения; транспортер тяжелого вооружения; машина поддержки ближнего боя; и универсальная модель, которая может использоваться для перевозки грузов массой до 2310 кг или функциональных модулей.
Руководитель программ в компании Oshkosh Defense Джордж Мансфильд пояснил, что бронеавтомобиль JLTV может быть оборудован «любым дистанционно управляемым боевым модулем, любым вооружением, начиная от 7,62-мм пулемета и кончая 30-мм пушкой и ракетами Javelin». Кроме того, он отметил концепцию упрощенного конфигурирования для JLTV, заметив, что существует более 100 различных комплектов, которые могут быть добавлены к базовой конфигурации.
Помимо радио и систем внутренней связи большим спросом пользовался комплект повышения защиты до уровня машин категории MRAP. Впрочем, производитель гарантирует, что подвижность остается приоритетом направлением с ходом колеса 50 см и минимальным радиусом поворота. Мансфильд похвастался, что машина «имеет мобильность внедорожников, участвующих в популярной гонке Baja racers».
В конструкции, основанной на принципе упрощенного конфигурирования, широко использован опыт, полученный при развертывании бронеавтомобиля HMMWV в Ираке. «Проблема с HMMWV состоит в том. что он не способен адаптироваться к разным театрам военных действий. Он хорош где-то в тылу, но в противоповстанческих операциях при добавлении защиты он терял маневренность и многие свои возможности».
Чтобы исключить подобное, в проекте JLTV перешли от фиксированного канонического дизайна к гибкому, который может быть адаптирован и бронирован в соответствии с выполняемой задачей. «Я соглашусь, что в будущем нас ждет борьба с более развитыми вооруженными силами, почти равными соперниками, и автомобиль JLTV очень хорошо к этому приспособлен», — заявил Мансфильд.
Международный интерес
К бронеавтомобилю JLTV проявили интерес Литва, Словения и Великобритания, которые надеются получить разрешение на покупку платформы уже в этом году после начала ее полномасштабного производства.
— отметил Мансфильд.
Для стран, надеющихся получить в свои руки JLTV, вопросы стоимости и возможности взаимодействия остаются одними из самых важных.
Эффект масштаба означает, что после начала массового производства платформы JLTV ее стоимость начнет снижаться. Представители Литвы и Словении особо отметили низкую стоимость платформы. Министр обороны Литвы сказал: «Вы наверное слышали, что это реально хорошая цена». В Минобороны Словении подтвердили, что выбрали платформу потому, что она «самая эффективная с точки зрения затрат».
Страны НАТО также отмечают совместимость машины с существующей, находящейся в эксплуатации техникой. Этот вопрос всегда стоял в повестке закупок, так как западные страны стремятся повысить боевую готовность своих военных, особенно в свете, как они считают, повышенной угрозы от России, аннексировавшей Крым в 2014 году.
Словенское Минобороны пояснило свое решение: «Министерство решило приобрести новые патрульные автомобили и не модернизировать существующий парк. Мы выбрали компанию Oshkosh. поскольку платформа JLTV соответствует требованиям и планируемым возможностям словенских вооруженных сил; JLTV совместима и экономически выгодна».
Британские закупки
Ожидается, что британское министерство обороны станет первой зарубежной военной структурой, купившей автомобиль JLTV по закону о продаже оружия и военной техники иностранным государствам (FMS) для своей программы MRV-P (Multi-Role Vehicle-Protected), в рамках которой он будет сконфигурирован в трех вариантах: командирский, связи и логистический.
В минобороны заявили:
Закупка по программе FMS, как правило, включает техническую помощь и материально-техническое снабжение в начальный период эксплуатации. Продолжительность этого периода в настоящее время обговаривается и параллельно изучаются варианты оказания техпомощи в течение полного срока эксплуатации машин».
Совместимость остается важным фактором. Представитель минобороны подтвердил, что закупке будет дан красный свет только при условии одновременного выполнения других программ модернизации. Правительство ждет опубликования плана модернизации вооруженных сил, а также «завершения программы Modernising Defence Programme и окончательного формирования наших более широких планов для модернизации вооруженных сил». Упомянутый выше план был опубликован в декабре 2018 года.
Министерство обороны находится также в процессе покупки машины MRV-P Group 2 для удовлетворения своей потребности в 150 бронетранспортерах и 80 санитарных машинах. В настоящее время, компании General Dynamics и Thales борются за этот контракт. Первая предлагает свой тактическую машину Eagle 6×6, которая имеет полностью защищенное заднее отделение, что позволяет использовать ее в качестве санитарной машины или БТР с вместимостью до 12 человек. Компания Thales предлагает свою бронемашину Bushmaster MR6, впервые показанную в январе 2018 года, в 12 вариантах.
Решение по программе пока не ожидается, а контракт Group 2 в настоящее время реализуется вне графика — объявление победителя было перенесено с начала на середину 2019 года.
Серьезное соперничество
Хотя компания Oshkosh намерена затмить всех в США, другие платформы не стоит сбрасывать со счетов, например, Sisu GTP 4×4 и Thales Hawkei являются сильными претендентами. И опять же, многовариантность и универсальность являются приоритетными требованиями министерств обороны многих стран, что постоянно отражается в уже отобранных или пока предлагаемых проектах.
Латвия является одной из семи стран НАТО, расходы на оборону которых в 2018 году достигли целевых 2% от ВВП. Балтийская страна планирует израсходовать свой увеличенный военный бюджет на закупку легких и средних бронеавтомобилей 4×4 повышенной проходимости в рамках плана по повышению боевой готовности и тактической мобильности латвийской армии.
Представитель министерства сказал: «Эти машины будут играть важную роль в проектах по артиллерии, противовоздушной обороне и национальной гвардии. Эти машины должны подходить для транспортировки личного состава и грузов, командования и управления и медицинского обеспечения. Машины должны быть бронированы и адаптированы под необходимое вооружение».
В Латвии завершился «Этап 2» закупки легких и средних тактических машин 4×4. Конкурирующие платформы включали: HMMWV от AM General, Cobra от Otokar, GTP 4×4 от Sisu и Marauder LAV от Paramount Group. Каждая из них имеет «базовую концепцию», схожую с концепцией JLTV, согласно которой одно легко транспортируемое шасси способно адаптироваться ко многим задачам разного типа.
Marauder LAV производства южноафриканской компании Paramount имеет полезную грузоподъемность 4500 кг, точно такую же грузоподъемность имеет и машина GTP 4×4. Казалось бы, это позволяет перевозить ей гораздо больше груза чем JLTV, которая имеет грузоподъемность 2310 кг. Однако, в компании Sisu скромно умалчивают, что следствием повышения грузоподъемности является снижение уровней защиты.
Все машины имеют модульную конструкцию, которая может включать дополнительные небронированные и тяжелобронированные конфигурации. Это означает, что они могут адаптироваться к задачам, для которых необходим тот или иной уровень бронирования. Это делает их более подходящими для боевых действий 21 века, которые могут варьироваться от противоповстанческих операций и до боевых действий с почти равными соперниками.
Эти платформы, соперничавшие за латвийскую заявку, обеспечивают широкий спектр, по всей видимости, бесконечных адаптаций и конфигураций. Например, турецкая модульная платформа Cobra может принять разные башни с перископами ночного видения и модули вооружения, которые могут вооружаться 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами, 40-мм автоматическими гранатометами, 20-мм пушками или пусковыми установками ПТУР, при этом обеспечивая защиту от противотанковых и противопехотных мин.
Кроме комплектов бронирования машина Marauder LAV может оборудоваться дополнительными сенсорами и смотровыми приборами. Машина GTP предлагает отдельные базовую и транспортерную конфигурации, а также взаимозаменяемые компоненты, которые позволяют расширить диапазон выполняемых задач. Финский производитель отмечает, что модульность имеет дополнительные преимущества, связанные с повышением уровня поддержки на протяжении всего жизненного цикла машины, что позволяет снизить общие расходы.
По сообщениям, машина GTP 4×4 компании Sisu выиграла латвийский конкурс, но прежде чем контракт будет выдан, конкурс должен пройти через процедуру апелляций. В соответствии с национальным законодательством, Бюро государственных закупок должно принять решение, после чего будет объявлен официальный победитель.
Больше чем подвижность
Министерство обороны Австралии также надеется найти подобную универсальную машину в рамках своей программы Land 121 Phase 4. Пока там остановились на бронеавтомобиле Hawkei 4×4 компании Thales. На начальном этапе предусматривается закупка 1100 машин PMV-L (Protected Mobility Vehicles-Light) в нескольких вариантах для выполнения различных задач.
По данным австралийского минобороны, «Парк машин PMV-L будет состоять из двух- и четырехдверных вариантов, которые смогут выполнять специфические задачи. Четырехдверный вариант будет либо командирской машиной, либо машиной связи и разведки, а двухдверный будет выполнять в основном общие задачи и перевозить груз и экипаж два человека».
Защищенная машина 4×4 массой 10 тонн имеет грузоподъемность 3000 кг и сконфигурирована для перевозки личного состава, командования и управления, задач радиоэлектронной борьбы, разведки и наблюдения, что наглядно отражает требования конечного пользователя к ее универсальности.
Автомобиль Hawkei оснащен комплектом дополнительного бронирования и развивает максимальную скорость 115 км/ч. Он может перевозиться на внешней подвеске транспортного вертолета СН-47 Chinook. Стоимость машины составляет порядка 844 тысяч долларов.
На машину можно устанавливать различные системы вооружения, как на опорное кольцо, так в необитаемый боевой модуль, которые могут принять 7,62-мм или 12,7-мм пулеметы, 40-мм автоматический гранатомет, 30-мм пушку, управляемые или неуправляемые ракеты.
Впрочем, проект испытывает определенные сложности. В докладе минобороны, опубликованном в декабре 2018 года, говорится, что, несмотря на то, что два опытных образца были успешно развернуты в Афганистане и Ираке в 2018 году в течение 8 месяцев, «испытания на надежность машины Hawkei, завершившиеся в ноябре, выявили некоторые проблемы».
Эти проблемы министерство обороны Австралии отметило ранее в своем докладе «Основные проекты 2016-2017 годов».
Несмотря на эти проблемы и перенос начальной эксплуатационной готовности с четвертого квартала 2018 года на первый квартал 2019 года, в правительственном докладе «Основные проекты 2018 года» заявлено, что окончательный срок поступления этих машин в войска не будет перенесен.
«Интегральная интеграция». Или попроще: встраивание
Между тем, в программу модернизации французской армии Scorpion включена закупка универсальной легкой бронемашины VBMR-L (Multi-Role Armoured Vehicle-Light), которая заменит некоторые варианты бронетранспортера VAB (Frontline Armoured Vehicle) 4×4, машины связи и разведки VLRA (Liaison, Reconnaissance and Support Vehicle) и легкие грузовики Р4, а также дополнит парк бронеавтомобилей PVP (Small Protected Vehicle) 4×4.
В феврале 2018 года группа, в которую вошли компании Nexter и Texelis, была выбрана в качестве предпочтительного заявителя. Впрочем, появление первого прототипа в конфигурации 4×4 не ожидается ранее 2020 года. Машина VBMR-L закупается вместе с двумя другими машинами: VBMR Griffon 6×6 и EBRC (боевая разведывательная бронемашина) Jaguar 6×6.
Понятно, что компания Nexter будет рассматривать повторное использование части комплектующих машин Griffon и Jaguar с целью ускорения процесса разработки бронемашины VBMR-L. Новая платформа будет доступна в четырех вариантах: VPB (патрульная бронемашина), мобильный узел связи, VLR (легкая разведывательная машина) и вариант РЭБ.
В настоящее время все большее значение приобретает внутренняя интеграция программного и аппаратного обеспечения наряду с физической адаптируемостью и открытой архитектурой, которые становятся неотъемлемой частью новых проектов.
Многие министерства обороны в настоящее время разрабатывают внутреннюю систему с открытой архитектурой, куда технология может быть загружена в стиле онлайн-супермаркета или за счет автоматического конфигурирования. Это хорошо видно в британской программе по системе связи Morpheus, в американской программе Vehicular Integration for C4ISR/EW Interoperability Initiative и в австралийской программе ICS (Integral Computing System).
Представленная на британских учениях Autonomous Warrior (Land) в декабре 2018 года концепция мобильной точки доступа Hawk, которая является частью программы Morpheus, была реализована на бронемашине Foxhound 4×4. Также компаниями Supacat и Chess Dynamics была представлена их общая концепция мобильной противодронной системы на базе шасси НМТ 600 Coyote.
В будущем подобные машины в конфигурации 4×4, скорее всего, будут становиться все более интегрированными за счет разрабатываемых систем с открытой архитектурой, то есть они будут максимально подготовлены к встраиванию в сеть. Представитель компании Supacat отметил, что это «означает, что они имеют хорошие перспективы».
Платформа JLTV, которая будет эксплуатироваться много лет, уже отличается подобными адаптивными способностями. «Мы можем подключить любые средства связи напрямую к машине, системы связи других стран могут быть также подключены напрямую к этой машине», — отметил Мансфильд. Для машины Hawkei также была разработана система следующего поколения ICS, которая объединит различные коммуникационные средства платформы (включая систему управления боем и радиостанции) за счет единого интерфейса.
Автономная война
Открытая архитектура и автоматическое конфигурирование «plug-and-play» могут также использоваться в будущем для интеграции автономных возможностей. Компании Oshkosh и Supacat подтвердили, что они работают над подобной концепцией.
Представитель компании Supacat заметил, что «основной акцент» в случае с мобильной платформой повышенной проходимости Supacat 6×6 состоит в поиске альтернативных средств вождения и энергоснабжения машины. По завершении разработки технологии и проверки обоснованности концепции «это придаст импульс нашим более крупным программам по транспортным средствам».
Не вдаваясь в подробности, он сообщил лишь, что потенциально это «могла бы быть грузовая платформа или дистанционно управляемая платформа вооружения, которая начинает становиться чрезвычайно полезной сама по себе».
Уже имеется определенный уровень автоматизации машины JLTV. «Мы можем превратить ее в машину, следующую за лидером, мы можем сделать машиной управляемой с участием оператора или мы можем сделать абсолютно необитаемую платформу. Мы также можем изготовить автономную машину, мы готовы к этому, — пояснил Мансфильд. — В настоящее время мы работаем с американскими военными над несколькими разными программами… Существует определенный интерес к безэкипажной машине, но в данный момент мы просто сосредоточены на развертывании наших первых систем в армии и корпусе морской пехоты».
Компания Supacat в своем портфолио имеет различные платформы, в которых учтены все самые современные требования к легким патрульным машинам. Платформы компании часто используются специальными силами во время операций в населенных пунктах.
Представитель Supacat сообщил, что наблюдает тенденцию в направлении «внедрения чрезвычайно открытой архитектуры, которая может принять различные коммуникационные платформы, различные камеры и дополнительное оборудование; в общем почти всё, чтобы не пожелали операторы. Мы имеем все возможности по расширению диапазона выполняемых задач и повышению эксплуатационной гибкости наших машин».
Кроме того, применение ЛЗМ в качестве платформ для транспортировки дронов или автономных систем на театре военных действий является еще одним направлением исследования. «Если вам предстоит долгий путь, вам нет необходимости вести автономную машину или управлять дроном в полете все это время; вы можете перевозить их на какой-либо платформе-носителе — на сегодняшний день эту тенденцию мы видим, — сказал Мансфильд. — Эти гибридные машины будут транспортировать дроны и автоматизированные системы со средствами зарядки. Это могут быть мобильные станции зарядки.
Он прогнозирует, что эти новые силовые приводы, как традиционные, так и гибридные, изменят парадигму действий военных. «Они снизят логистическую нагрузку, поскольку они могут генерировать энергию из разных источников. Но при этом военные становятся все более и более зависимы от количества вырабатываемой энергии».
Компания Supacat разрабатывает не только системы энергоснабжения и автономные системы. Стремясь повысить грузоподъемность без увеличения общей массы транспортного средства, компания исследует и экспериментирует с новыми легкими материалами.
Во многих современных программах модернизации, в которых проектировались новые платформы для удовлетворения потребностей военных в легких защищенных машинах, победителями оказались скорее производители, создавшие модульные системы, а не фиксированные конфигурации. За счет модульности транспортные средства могут адаптироваться к требованиям современных конфликтов. Это прекрасно демонстрирует нам опыт, полученный при эксплуатации бронеавтомобиля HMMWV, созданного для прошедшей эпохи, в которой театры военных действий были постоянны и неизменны.