Все упоминания о монголах из арабских источников».
Виталий (lucul)
Современники о монголах. Публикация материала «Персидские источники о монголо-татарах» вызвала на «ВО» слишком уж бурное обсуждение, поэтому придется начать с некоторой «преамбулы» к основному тексту.
Прежде всего предложения: я не против «альтернативных» точек зрения на ход истории, но давайте в материалах о монголах обсуждать именно их, а не классовую принадлежность автора комментаторов, а также их национальность и перспективы мировой революции. Вот будет статья о том, что «Сталин и Гитлер отличаются длиной усов» — вот там, пожалуйста. Второе, уже конкретно к «альтернативщикам»: пожалуйста, не надо априори считать именно свою точку зрения единственно правильной, ну а если вы все же считаете, что это именно так, но не являетесь академиками РАН, то приводите ссылки на источники своей глубокой информированности. Также учтите, что статьи не кандидатов и докторов наук, опубликованные на популярных сайтах, включая и «ВО», но без ссылок на использованную в них литературу, НЕ СЧИТАЮТСЯ. Всякие измышления у нас сегодня может написать любой человек, имеет на это полное право, пока его не заперли куда следует по решению врачей. Но пусть он покажет, откуда пришли к нему его идеи, потому как голословные утверждения никому, тем более мне, ничего не доказывают и, более того, никому не нужны. Не отнимайте время ни у себя, ни у других. Далее, прежде чем что-то написать, загляните сначала в Интернет. Ведь в нем, родимом, сегодня имеется практически все, что надо, даже на русском языке, не говоря уже об английском. Помните, что один дурак (имеется в виду невежда, конечно!) может задать столько вопросов, что на них не ответят и сто мудрецов. Не уподобляйтесь таким вот… Почему, например, здесь помещен эпиграф? Да просто потому, что его автор был уверен, что византийских источников о монголах не существует и что найти их нельзя. Однако они есть, и их много. При желании он мог бы это проверить очень легко. Но не захотел. И вот поэтому теме связи Византии с монголами и посвящен данный материал.
У каждого свой мир!
Начнем с того, что вспомним, сообразим или узнаем (кто не знал до этого), что все цивилизации планеты Земля, начиная с каменного века, а уж с бронзового века и подавно, носили характер глобальной коммуникации. Люди обменивались товарами, производившимися за тысячи километров от места, где затем их нашли археологи. И точно так же они обменивались и идеями. Недаром исследователи народных эпосов и легенд постоянно обращают внимание на схожесть их сюжетов и характерных образов. Вот, например, что говорит о своей значимости персидский пехлеван Рустам в «Шахнаме»: «Мой трон – седло, венец мой – шлем, моя на поле слава. Что шах Кавус? Весь мир моя держава». А вот слова богатыря Ильи Муромца: «Пейте вы, голи, не сумляйтеся, / Я заутра буду во Киеве князем служить, / А у меня вы будете предводителями». Появившаяся письменность облегчила этот процесс. Информационный процесс овеществился. Появились записи торговых сделок, повествования о поездках, отчеты, донесения шпионов…
При этом во все времена очень остро стоял вопрос веры. Людям свойственно стремиться к единомыслию, и уж тем более они стремились к нему во времена, когда добыть его можно было ударом меча. Но… гибель людей уже в то время воспринималась (хотя и по разным причинам) как трагедия, которой можно было бы избежать, будь у них одна «правильная вера». К этому в том же Средневековье стремились все, и, прежде всего, христиане и мусульмане. Более того, именно «выбор вер» князем Владимиром стал той самой точкой бифуркации, которая могла бы изменить весь ход мировой истории за последнюю тысячу лет. Могла, но… не изменила. Тем не менее попытки распространения своей веры и тогда, и позднее предпринимали все. И в частности – папский престол, который, естественно, был осведомлен о том, что пришельцы из Азии, разбившие христианские войска у Легнице, и на реке Шайо – многобожники-язычники! Ну, а раз они язычники, то святой долг христиан – направить их на путь истинный и тем обуздать! Сохранилась переписка римского папы Григория IX с грузинской королевой Русудан, из которой хорошо видна озабоченность его монгольской экспансией, как наносящей вред прежде всего политическим интересам римских пап на Кавказе. Папе не нравились претензии хана Угедея на мировое господство, поскольку и сам Святой Престол стремился к тому же! Еще больше испортились отношения кочевой империи монголов с папами после вторжения в Венгрию, вслед за которым последовали послания западным владыкам от хана Гуюка (1246) и хана Мункэ (1251) с требованиями абсолютного подчинения.
Почему папы не любили монголов?
Да и как могло быть иначе, когда хан Мункэ открыто заявлял о необходимости продолжения монгольской экспансии и расширения империи на Запад до «последнего моря». На Ближнем Востоке это привело к походу хана Хулагу и разрушению Багдада, Алеппо и Дамаска. Иерусалимскому королевству он также предъявил ультиматум с требованием подчиниться. Затем монголами был взят и разрушен город Сидон (февраль 1260 года), что наглядно показало крестоносцам Аутремера их силу. В Рим обо всем этом сразу же сообщили в серии писем, среди которых очень интересным представляется послание епископа Вифлеемского – Фомы из Аньи. Больше всего возмутило его в заявлениях хана не столько само требование подчинения, сколько слова о божественном происхождении власти монгольского кагана.
Хотел ли Хулагу стать христианином?
Однако папство не было бы тем, чем оно являлось, если бы не владело огромным опытом управления правителями иных стран при помощи самых разных приемов. Когда Хулагу в 1260 году решил основать новый улус, это стало нововведением, которое традиционным для монгольской правящей верхушки разделением империи между сыновьями Чингисхана не предусматривалось, и потому не было признанно ханом Золотой Орды Берке. Отношения Хулагу с Золотой Ордой сразу же ухудшились из-за отказа Хулагу давать Берке определенную долю с налогов с Закавказья и Хорасана, причем настолько, что привели к войне между ними в 1262 году. Столкновение между ильханатом и Ордой повторилось в 1279 году. И этот «удар в спину» для Хулагуидского государства был тем опаснее, что оно в это же время вело активные военные действия против султаната мамелюков Египта (1281 и 1299-1303 гг.). Понятно, что потребовались союзники, которые здесь на Востоке для Хулагу могли стать только лишь… западноевропейцы! В 1260 -1274 гг. в стане ильхана находился епископ из Вифлиема, некто Давид из Ашби, и вот он-то как раз и стал посредником в франко-монгольских переговорах. Королю Франции и Римской курии было передано письмо от Хулагу, датируемое 1262 годом. В нем хан открыто заявлял о… своих симпатиях к христианству (вот даже как бывает!) и предлагал скоординировать действия монгольских войск против Египта с морской экспедицией западных крестоносцев. Доминиканец Иоанн из Венгрии подтвердил, что Хулагу принял крещение, однако папа Урбан IV не очень-то этому поверил и предложил патриарху Иерусалима проверить эту информацию и по возможности выяснить насколько возможна миссионерская деятельность среди монголов.
Восстановление «второго Рима»
Что же касается известных нам византийско-монгольских отношений, то они начали понемногу развиваться уже с середины XIII века, когда Византийская империя, да, можно сказать, что уже не существовала. Но… существовала Трапезундская империя, которая пыталась установить с Золотой Ордой и государством Хулагуидов дружественные отношения. К тому же как раз в 1261 году Византийскую империю удалось вновь восстановить, после чего она вступила в активные сношения с монголами, стремясь столкнуть опасных для нее Хулагуидов с Золотой Ордой и тем самым ослабить как тех, так и других. Реализация вечного принципа «разделяй и властвуй» включала на практике не только обмен посольствами и подарками, но и военное сотрудничество, не говоря уже о популярных в то время династических браках и… активную переписку. Все это было и нашло свое отражение в документах обеих сторон, причем многие из них сохранились до нашего времени.
Что же касается Трапезундской империи, то после поражения султана сельджуков Гийас ад-Дина Кей-Хосрова II в битве с Байджу-нойоном при Кёсе-даге в 1243 году (около города Сиваса в современной Турции) во время монгольского вторжения в Анатолию, она поспешила признать себя вассалом Хулагуидского государства, что сразу же открыло монголам прямой путь в земли Малой Азии.
Испугавшись возможной атаки со стороны монголов, император Латинской империи Балдуин II де Куртене уже в начале 1250-х годов направил к великому хану Мунке своего рыцаря Бодуэном де Эно с посольской миссией. Одновременно туда же отправилось и посольство от императора Никейской империи Иоанна Ватаца, что положило начало дипломатическим отношениям между этими двумя государствами Запада, и Востоком под властью монгольских ханов.
Византия и монголы
Что же касается Византии, то там император Михаил VIII сразу же после восстановления империи в 1263 году заключил мирный договор с Золотой Ордой, а еще через два года пошел на то, чтобы выдать свою внебрачную дочь (христианку!) Марию Палеолог за ильхана Абака, правителя хулагуидской державы, и заключил с ним договор о союзе. Но, тем не менее вторжения кочевников ему избежать все равно не удалось. Хану Золотой Орды Берке не понравился союз между Византией и государством Хулагуидов, и в ответ на него в том же 1265 году он предпринял совместный монголо-болгарский поход на Византию. Это нападение привело к разграблению Фракию, после чего монголы еще несколько раз вторгались в земли Византии. В 1273 году Михаил VIII после очередного нападения решил отдать в жены золотоордынскому беклярбеку Ногаю свою дочь Евфросинию Палеолог и… таким вот образом через брачную постель добился от него союза. И не только союза, но и реальной военной помощи! Когда в 1273 и 1279 годах болгары предприняли походы на Византию, Ногай повернул своих воинов против своих вчерашних союзников. Монгольский отряд из 4000 воинов был послан в Константинополь и в 1282 году, когда императору понадобилась военная сила для борьбы с мятежным деспотом Фессалии.
Основа дипломатии — династический брак!
Император Андроник II, вступивший на престол в 1282 году, продолжал политику своего отца и всеми силами старался поддерживать мирные отношения с монгольскими государствами. Около 1295 года им был предложен Газан-хану – правителю государства Хулагуидов, династический брак в обмен на оказание ему в борьбе с турками-сельджуками, досаждавшими византийцам на восточной границе империи. Газан-хан это предложение принял, а военную помощь пообещал. И хотя в 1304 году он умер, его преемник Олджейту-хан переговоры продолжил, и в 1305 году заключил с Византией договор о союзе. Затем в 1308 году Олджейту послал монгольское войско в 30 000 воинов в Малую Азию и вернул Византии захваченную турками Вифинию. Андроник II также сумел поддержать мир и с Золотой Ордой, для чего двух своих дочерей выдал за ханов Тохту и Узбека, при котором, кстати говоря, Золотая Орда приняла ислам.
Но под конец правления Андроника II отношения с Золотой Ордой у него резко испортились. В 1320—1324 годах монголы опять вторгались во Фракию, уже в которых раз подвергнув ее разграблению. А после смерти в 1335 году ильхана Абу Саида Византия лишилась и своего главного восточного союзника в Азии. Дошло до того, что уже в 1341 году монголы планировали захват Константинополя, и императору Андронику III пришлось отправлять к ним посольство с богатыми дарами, лишь бы только предотвратить их вторжение.
Реакция папства
А как на все эти события отреагировало римское папство? Его реакцию можно заметить по упоминаниям о возможной монгольской агрессии, которых в посланиях папы Урбана IV становятся реже с каждым годом, последнее замечание относится к 25 мая 1263 года. В то же время улучшились отношения и с восточными христианами, например, с армянской церковью. Имело место возобновление переговоров о возможном заключении унии. Важную роль в продвижении католических миссионеров на Восток сыграли и созданные генуэзцами торговые колонии в Крыму. Монгольские ханы не препятствовали им, разрешали вести торговлю, но вместе с торговцами туда проникали и монахи – глаза и уши папского престола.
Западные торговцы активным образом проникали и в подвластную персидским ханам Трапезундскую империю, где их активность отмечается с 1280 года. Добираясь до столицы ильханата Тэбриза, который стал центром азиатской торговли после падения Багдада в 1258 году, они основывали там свои торговые фактории и устанавливали тесные связи по морю с Европой. Но им нужно было где-то молиться, поэтому они просили разрешения строить католические храмы в землях, подчиненных монгольскому правлению. То есть папская власть начинала присутствовать даже там, где основное население исповедовало ислам или буддизм. Например, Джованни из Монтекорвино сумел построить в Пекине католический храм рядом… с дворцом самого Великого хана. Средства на строительство использовались самые разные, в том числе принимались они и от людей иной веры. Так, католический архиепископ города Фуцзяня – исключительно важного центра торговли в Южном Китае, в 1313 году выстроил там церковь на средства, полученные от вдовы некоего… православного армянского купца.
Для укрепления связей с монгольской империей имела большое значение и деятельность монахов-францисканцев, основавших свои обители и в Крыму, и в Трапезунде, и в Армении, а также в самой столице Ильханата. Они напрямую подчинялись Римской курии, которая хотя и испытывала значительные трудности в связях «со своими людьми» на столь удаленной от Рима территории, но тем не менее считала их работу очень важной. С усилением миссионерства в Азии папа Бонифаций VIII решил придать ему более независимый характер и в 1300 году учредил францисканскую епархию в Каффе, а три года спустя уже и в самом Сарае. Епархии Сарая в 1307 году была подчинена и Викария Китая, созданная трудами все того же францисканского монаха Джованни из Монтекорвино. Доминиканская епархия в новой столице Ильханата, Султании, появилась по решению папы Джованни XXII, который больше благоволил к доминиканцам, чем францисканцам. Причем опять-таки, многие из католических миссионеров прибывали в Азию через Византию, и выполняли на Востоке задания не только римских пап, но и… византийских императоров.
На Вьеннском соборе (1311 – 1312 гг.) специально обсуждался вопрос об обучении миссионеров местным языкам в специальных школах на территории монгольской империи. Другой серьезной проблемой стал собственно кочевой образ жизни монголов, их традиционные занятия и быт, сильно затруднявший исполнение католических обрядов, а также их многоженство, искоренить которое не представлялось возможным. Именно поэтому проповедь ислама находила больший отклик в их сердцах и способствовала их прогрессирующей исламизации. О чем, кстати, в своих секретных донесениях миссионеры и сообщали в Рим. При этом реакция пап на укрепление контактов Византии с монголами, а вместе с этим и восточной церкви, была резко отрицательной. Перед ними был наглядный пример крещения Руси по греческому обряду, и папы повторения подобного сценария не желали.
В целом деятельность западных миссионеров хотя особого эффекта и не дала, тем не менее способствовала росту авторитета папства внутри Европейского континента. А вот греческая церковь этот раунд противостояния папству явно проиграла. Хотя и папским посланцам пришлось лишь засвидетельствовать в итоге триумф ислама среди азиатских кочевников. Негативным последствием франко-монгольского военного союза и распространения католичества на Востоке стало… и уничтожение Иерусалимского королевства в 1291 году. Но если бы персидские ханы приняли христианство, то государства крестоносцев существовали бы в Палестине и дальше, да и Византия имела бы все шансы на дальнейшее существование. Как бы там ни было, но вся эта деятельность была полезна уже тем, что оставила нам буквально горы документов, хранящихся в библиотеках и архивах многих стран, но главным образом в Ватиканской апостольской библиотеке в Риме, где для таких документов имеется целый отдел.
Использованная литература:
1. Карпов С., История Трапезундской империи, Санкт-Петербург: Алетейа, 2007.
2. Малышев А. Б. Сообщение анонимного минорита о миссионерских пунктах францисканцев в Золотой Орде в XIV в. // Археология восточно-европейской степи. Межвузовский сборник научных трудов, Вып. 4. Саратов, 2006. С. 183-189.
3. Шишка Е.А. Византийско-монгольские отношения в контексте политических и военных конфликтов в Монгольской империи в 60-е гг. XIII в // Классическая и византийская традиция. 2018: сборник материалов ХII научной конференции / отв. ред. Н.Н. Болгов. Белгород, 2018. С.301-305.
4. Письмо брата Юлиана о монгольской войне // Исторический архив. 1940. Т. 3. С. 83—90.
5. Плано Карпини Дж. Дель. История Монгалов // Дж. Дель Плано Карпини. История Монгалов / Г. де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Книга Марко Поло. М.: Мысль, 1997.
6. Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История Завоевателя Мира = Genghis Khan: the history of the world conqueror / Перевод с текста Мирзы Мухаммеда Казвини на английский язык Дж. Э. Бойла, с предисловием и библиографией Д. О. Моргана. Перевод текста с английского на русский язык Е. Е. Харитоновой. М.: «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2004.
7. Stephen Turnbull. Genghis Khan & the Mongol Conquests 1190–1400 (Essential histories №57), Osprey, 2003; Stephen Turnbull. Mongol Warrior 1200–1350 (Warrior №84), Osprey, 2003; Stephen Turnbull. The Mongol Invasions of Japan 1274 and 1281(Campaign №217), Osprey, 2010; Stephen Turnbull. The Great Wall of China 221 BC–AD 1644 (Fortress №57), Osprey, 2007.
8. Heath, Ian. Byzantine Army 1118 – 1461AD. L.: Osprey (Men-at-Arms №287), 1995. Рр. 25-35.
Продолжение следует…