Диоксиновые хроники
Американцы одними из первых придумали использовать гербициды, заставляющие растения сбрасывать листву, в военных целях. Разработки шли еще во Вторую мировую войну, но реальные планы у янки родились только к 60-м годам. В Индокитае американские вооруженные силы столкнулись чуть ли не с главным врагом – буйной растительностью, в которой не то что врага заметить, собрата по оружию потерять можно. Новому оружию дали название «дефолиант», объявили его гуманным и принялись распылять над лесами Вьетнама. Парадокс такого гуманного оружия в том, что в его состав входят диоксины, являющиеся самыми токсичными химическими веществами на земле. Точнее, таким является классический диоксин тетрахлордибензо-пара-диоксин, или 2-, 3-, 7-, 8-ТХДД, или просто ТХДД. Многие называют ТХДД тотальным ядом за его способность уничтожать почти все формы живого на планете. Конечно, химики, занятые разработкой «гуманного» химического оружия, не решились вводить в рецептуру новых дефолиантов столь мощный яд, но близких родственников добавили. Самым знаменитым стал «Агент Оранж», производящийся в больших масштабах практическими всеми химическими гигантами. Лидером такого бизнеса стала компания «Монсанто», основанная в начале XX века Джоном Френсисом Куини. Этот химический концерн получил наименование в честь девичьей фамилии жены Куини и первое время занимался безобидным бизнесом – производством компонентов для «Кока-колы» и фармацевтикой. Но в 30-х годах рабочих компании неожиданно поразила болезнь хлоракне, выражающаяся в воспалении сальных желез и появлении угревой сыпи. Все дело было в гербициде трихлорфеноле, который в те времена производила «Монсанто».
Почти тридцать лет никто не связывал хлоракне с диоксинами, пока в 1957 году исследователи на множестве производств этого гербицида не обнаружили следы зловещего ТХДД (самое ядовитое на свете химвещество). Он оказался в числе примесей и даже в минимальных концентрациях вызывал хронические отравления. Ну вот теперь, казалось бы, все ясно, и можно закрывать производство опасных гербицидов! Тем более что к 1961 году немецкий химик Карл Шульц подробно исследовал и описал в своих статьях как смертельно опасны диоксины. Но вдруг вся научная активность химиков заглохла и в печати перестали появляться материалы о гербицидах такого формата. Дело в свои руки взяли военные, курировавшие химическое оружие, не запрещенное разными конвенциями. Так и появилась идея использовать «Агент Оранж» для превращения лесов Индокитая в мертвое пространство.
В основе вещества лежит смесь 50%/50% 2,4-дихлорфенилуксусной кислоты, или 2,4-Д, и 2, 4, 5-трихлорфенидуксусной кислоты, или 2,4,5-Т, которые, строго говоря, не являются диоксинами, а скорее подобны им. Но вот из-за массовости производственный цикл «Агента Оранж» упростили, и примеси в виде настоящих диоксинов все-таки были. Так, при производстве 2,4,5-Т в качестве побочного продукта появляется ТХДД, который на «Монсанто» и других предприятиях (к примеру, «Дау Хемикал»), работающих с Министерством обороны, никто не собирался удалять. Кроме «Агента Оранж», получившего прозвище из-за специфически окрашенной тары, в ходу у американских военные были голубая, розовая, пурпурная, зеленая и еще несколько цветных рецептур, в которых неизменно присутствовали следы диоксина ТХДД. В историю химии и военного искусства они вошли под общим наименованием «радужные гербициды». Чемпионом по токсичности был «Агент Грин» («зеленая» рецептура), так как он целиком состоял из 2,4,5-Т, и, соответственно, доля ТХДД в нем была максимальной. Для уничтожения пищевых культур преимущественно использовался гербицид «Агент Блю» на основе какодиловой кислоты, в состав которой входит мышьяк. Керосин или дизельное топливо американцы добавляли в дефолианты непосредственно перед боевым применением – это улучшало распыляемость ядов.
Причины и последствия
Новые вещества-дефолианты оказались замечательным средством – уже в течение пары часов после опрыскивания деревья и кустарники лишались листвы, превращая леса в безжизненный пейзаж. При этом основная цель достигалась – обзор улучшался многократно. Стоит заметить, что деревья, если они не погибали, обретали листья только через несколько месяцев. Американцы приспособили для распыления «Агента Оранж» и ему подобных почти все, что способно перемещаться – вертолеты, самолеты, грузовики и даже легкие лодки, с помощью которых уничтожалась растительность на берегах рек. В последнем случае токсичные диоксины обильно попадали в речную воду со всеми отсюда вытекающими последствиям. Наиболее эффективным и массовым (до 90% объемов) стало распыление с авиационных средств доставки типа C-123 «Провайдер». Печальной знаменитой стала операция с издевательским названием «Рэнч Хенд» — «Рука фермера». Задачей было открыть для обзора с воздуха пути снабжения партизан в Южном Вьетнаме, а также уничтожить сельскохозяйственные поля и сады. Масштабы операции были таковы, что в 1967 году все суммарное производство диоксионоподобного токсина 2,4,5-Т в США пошло на нужды армии. На этом очень неплохо нажились как минимум девять химических корпорация, главными среди которых стали «Монсанто» и «Дау Хэмикал». «Героем» операции стал упоминаемый С-123, оснащенный баком для гербицидов на 4 м3 и способный за 4,5 минуты с высоты порядка 50 метров отравить полосу леса шириной 80 метров и длиной в 16 км. Обычно такие машины работали группами по три-пять бортов под прикрытием вертолетов и штурмовиков.
Самыми «незначительными» последствиями от химического экоцида вооруженных сил США стали обширные бамбуковые поля или саванны на месте богатых девственных лесов. Высокая концентрация гербицидов привела к изменению состава почвы, массовой гибели полезных микроорганизмов и, соответственно, к резкому снижению плодородия. Значительно сократилось биологическое разнообразие видов, начиная от птиц и заканчивая грызунами. При этом стоит помнить, что под химический удар США попал не только Вьетнам, но и часть провинций Лаоса и Кампучии (современная Камбоджа). Всего с 1961 по 1972 гг. Соединенные Штаты распылили более 100 тонн гербицидов, из которых более 50% — дефолианты с примесями ТХДД (диоксида). Если перевести эти значения в загрязнения чистым диоксидом, то масса будет варьироваться от 120 до 500 килограммов самого токсичного вещества на планете. При этом химия диоксидов такова, что они могут образоваться из соединений, входящих в состав дефолиантов и гербицидов. Для этого требует лишь нагрев до 8000С. И американцы это легко обеспечили, залив просторы Индокитая, ранее обработанные химией, сотнями тонн напалма. Теперь только стоит гадать, сколько действительно смертельного диоксида попало в экосистемы территории боевых действий. До сих пор 24% территории Вьетнама имеют статус дефоилированной, то есть практически лишенной растительности, в том числе культурной.
И, наконец, самыми ужасными последствиям стало мутагенное и токсическое влияние «радужных гербицидов» как на самих американских солдат, так и на население Вьетнама, Лаоса и Кампучии. В армии США до 70-х годов, очевидно, не подозревали об опасности гербицидов – многие бойцы распыляли дефолианты из заплечных канистр. Сколько пострадало граждан США, до сих пор неизвестно, а вот в Индокитае под непосредственное пагубное влияние попало более 3 млн. человек. В общей же сложности так или иначе насчитывается порядка 5 млн. заболевших, из них 1 млн. поражен врожденными уродствами и недугами. Вьетнам несколько раз обращался к правительству США и химическим компаниям с требованием возместить ущерб, но американцы неизменно отказывали. Военное преступление глобального масштаба так и осталось безнаказанным.