Fugiat excepteur

Рыцарство средневековой Венгрии

Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.

Евангелие от Матфея 26:51

Рыцари и рыцарство трёх веков.

Как интересно иногда распоряжается история! Венгры были одним из тех народов, что пришли из Азии по Степному коридору в Европу и многие годы наводили ужас на ее жителей своими походами, наравне с арабами и викингами. Они вторгались во Францию и в Германию, совершали походы в Италию и даже в Испанию. Однако, проиграв сражение на реке Лех в 955 году, они прекратили свои набеги на запад и занялись обустройством своего государства. Бывшие кочевники и легкоконные лучники, они быстро переняли европейские военные традиции и рыцарскую культуру и со временем уже практически ни в чем не уступали армиям Западной Европы. Ну а о том, что представляли собой их собственные войска в 1050—1350 гг., мы сейчас и расскажем.

Венгерский воин Х века из Патриархата Аквилеи (фреска)

Государство множества провинций

Заметим, что средневековое венгерское государство было очень большим и включало в себя множество провинций, населенных немадьярскими народами, хотя в них после завоевания и проживало значительное по численности венгерское население. Но были и такие местности, где оно оставалось в меньшинстве. То есть монокультурным и моноязычном населением в ту эпоху оно не было. Во многих городах также проживало немало немцев. Наиболее значимыми были такие немадьярские регионы, как Трансильвания (население которой составляло смешанное венгерское, румынское и немецкое население) и Словакия, Хорватия, Босния, Темешвар (северная Сербия) и северная Далмация, причем проживавшие там люди были в основном славянами. На востоке Валахия и Молдавия в течение некоторого времени также находились под венгерским сюзеренитетом, хотя и не очень недолгое время.

Что всегда отличало восточных воинов от западных, так это использование ими луков и доспехов из металлических пластин, лучше защищающих от стрел. Фреска с изображением Святого Георгия в доспехах конного воина из церкви Гёреме в Турции, 1000-1199 гг.

Первоначально венгры, или мадьяры, были кочевым народом финно-угорского происхождения, пришедшим в Европу из Сибири, хотя они и включали в себя значительный контингент представителей тюркской национальности. Когда значительная часть их прежней военной аристократии погибла на поле битвы при Лехе, психология оставшихся резко изменилась, и они постепенно интегрировались в христианскую европейскую цивилизацию.

Тоже фреска, на этот раз из Сирии. Церковь Деи Мар Муса-аль-Набаси, Набк, 1000-1199 гг. У всадника типично рыцарское «кресельное» седло.

Венгрия официально стала христианской довольно поздно, а именно в 1001 году, с крещения ее первого короля Стефана. Вместе с религией были введены и западноевропейские феодальные институты, а ее элита приняла западную культуру, включая и традиции военного дела. Вдоль западной границы теперь царил мир, но зато новое христианское венгерское королевство тут же начало воевать со своими северными, южными и восточными соседями, стараясь раздвинуть пределы своих земель.

С середины Х века западная граница Венгрии включала Словакию, но не Моравию. Затем она пролегала немного западнее нынешней венгерско-австрийской границы, где и оставалась на протяжении всего рассматриваемого периода. К середине ХIII века Хорватия и Далмация вошли в венгерское королевство благодаря брачным союзам. Босния была отвоевана у сербов, а западная Валахия находилась под венгерским сюзеренитетом. Далее Венгрии пришлось испытать на себе весь ужас монгольского нашествия в 1241 году, но страна, тем не менее, так и не была включена в состав монгольской империи. Фактически Венгрия оправилась довольно быстро, и в течение XIV века превратилась в мощное централизованное государство, ориентирующееся во всем на Запад. Босния была завоевана вновь в 1328 году, а Валахия и Молдавия оставались под венгерским сюзеренитетом до 1360-х годов.

На территории Восточной Европы также имеются эффигии, но их сохранилось меньше, чем на Западе. Вот эффигия рыцаря Миклоша Гараи, 1380 г., францисканская церковь в Шиклоше, Венгрия. Эффигия необычная. Она глубоко врезана в поверхность плиты, что нетипично для эффигий Франции, Англии и Германии. Однако изображенный на ней рыцарь имеет типичное для своего времени снаряжение: шлем-бацинет, джупон, наголенники, наплечники, пластинчатые сабатоны и цепи.

Венгерский всадник первой половины Х века (№3). Рис. Ангуса МакБрайда.

Кочевники в центре Европы

Что касается военного дела у мадьяр, то традиционная военная культура этого народа – это культура кочевников. Вот только перестав быть таковыми они совершенно ее забыли. Теперь, став христианами и ориентируясь на победивший их Запад, они стали опираться на небольшую по численности рыцарскую кавалерию, которую, как дань древней традиции, поддерживали конные лучники. Лучники имели более легкие доспехи, всадники с копьями и мечами – более тяжелые. Луки у венгров были также ближе к сасанидскому, кавказскому, византийскому или раннему арабскому типу, чем к турецкому. Есть также свидетельства того, что тактика мадьярской конной стрельбы из лука была ближе к тактике Ближнего Востока, чем Центральной Азии. Как это могло получиться, не вполне ясно. Ведь пришли-то они как раз из Азии, а отнюдь не с Ближнего Востока. Объяснение может быть только одно. Ареал обитания мадьярских племен не совпадал с ареалом прототурок, и они друг с другом на просторах Азии не соприкасались. А вот Кавказ и Иран имели с ними контакты во время их переселения на Запад, и в ходе этих контактов мадьяры как раз и познакомились с военным делом древнего Ирана и что-то из него переняли. Интересно, что ранние мадьяры использовали довольно сложные осадные орудия. То есть очевидно, что Венгрия имела торговые контакты с исламским миром в Х и XI веках и они не прошли для нее даром.

Та же эффигия, крупным планом. На ней можно рассмотреть богатый рыцарский пояс и идущие к рукояткам меча и кинжала цепи. На шлеме бармица-авентайл. На руках латные перчатки с наклепанными пластинками.

Первая фаза «вестернизации» в Х и XI веках, вероятно, затронула только королевскую семью, наемные войска и главных баронов. Некоторые слои мадьярского общества, особенно жившие на Великой равнине, то есть в Паннонии, сохраняли свои обычаи вплоть до XII века. Главным их занятием по традиции было коневодство. Однако большинство населения, особенно в районах с населением из славян, всегда занималось земледелием. Многие мадьяры также поселились в этих местах и быстро переняли у славян слова, относящиеся к коневодству, которые имели финно-угорские корни, а вот к земледелию – славянские! В свою очередь, это привело к усилению феодализации страны и армии. Легкая кавалерия не исчезла, но значение ее сильно уменьшилась, в то время как оружие и доспехи стали в значительной степени, хотя и не полностью, западноевропейскими.

А теперь мы рассмотрим целый ряд замечательных миниатюр из венгерского манускрипта «Хроника Пиктум» 1325-1360 гг. (Национальная библиотека Сечения, Будапешт, Венгрия) На первой мы видим воина буквально повторяющего, за исключением щита, одеяние воина, изображенного на эффигии, однако без доспехов на ногах.

Еще два воина из того же манускрипта тоже «железа» на ногах почему-то не имеют.

Еще одну волну кочевников-переселенцев с Востока Венгрия получила непосредственно перед монгольским вторжением, когда на ее земли бежали племена куманов – половцев. Мигранты были кочевниками, занимались кочевым животноводством и этим они были близки мадьярскому населению Венгрии. Но после монгольского вторжения и гибели огромного количества людей возвращение к прежней жизни стало невозможным. Тем более, что на опустошенные земли пришли теперь уже переселенцы из Германии. Таким образом на территории Венгрии возникла пестрая мультинациональная смесь языков, культур и народов, в которой, однако, доминирующая феодальная знать была почти неотличима от своих немецких или итальянских коллег, точно так же, как и немецкие поселенцы и немецкие тевтонские рыцари в таких областях, как Трансильвания.

А вот у этого воина на ногах очень интересные шоссы. Видимо они из кожи, и изнутри подбиты металлическими пластинками, наличие которых выдают головки заклепок. Щит традиционной формы для воинов на всех миниатюрах этого манускрипта, с отверстием для копья.

Многолетние войны Венгрии с кочевниками в степях, расположенных за Карпатскими горами, возможно, как раз и объясняют тот факт, что несмотря на «вестернизацию» своего конного войска, здесь продолжалось использование большого количества относительно легко вооруженных конных лучников самого различного происхождения. При этом на самом деле венгерская армия XIII века имела очень много общих черт с византийской армией, что говорит еще и о наличии сильного влияния с этой стороны.

Венгерские рыцари, сидя в кресельных седлах, атакуют турецких воинов, обстреливающих их из луков. «Хроника Пиктум» 1325-1360 гг. (Национальная библиотека Сечения, Будапешт, Венгрия) Хорошо видно, каким образом используются щиты с отверстиями для поддержки копий.

Арбалет против лука

Пешие арбалетчики играли заметную роль, причем большинство таких воинов набирались из славянских земель, таких, например, как Словакия. Арбалет, кстати, очень быстро стал популярным оружием в Венгрии, хотя даже к XV веку сложный составной лук он вытеснил не полностью. Венгры, как и многие другие степные народы, использовали укрепления из повозок, известные и чехам, и полякам и также воинам Руси. Некоторые считают, что заметные восточные черты в военном деле венгров есть, следствие турецкого влияния. Однако венгры почти не встречались с османами лицом к лицу вплоть до конца XIV века, хотя турки переправились в Европу через Босфор уже в 1352 году, а уже в 1389 году спустя нанесли сербам поражение на Косовом поле. Так что использование повозок в качестве полевых укреплений, а также и огнестрельного оружия, соответственно можно рассматривать как примеры влияния со стороны Венгрии, быстро адаптировавшей все новинки военного дела из Западной Европы.

Кстати, сцены сражения с мусульманами европейских рыцарей в то время в манускриптах помещали очень часто, причем нередко изображения мусульман были, скажем так, несколько «удалены» от реальности, вот, например, как на этой миниатюре из «Псалтири королевы Мэри». Созданная между 1310 и 1320 гг., она содержит 223 полноцветных и частично раскрашенных миниатюр. (Британская библиотека, Лондон)

Использованная литература:

1. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.

2. Nicolle, D. Hungary and the Fall of Eastern Europe 1000-1568. UK. L.: Osprey (Men-At-Arms №195), 1988.

Продолжение следует…

.