Fugiat excepteur

Самоходка от авиастроителей. Проект АСУ-57 ОКБ-115

Во второй половине сороковых годов стартовала разработка новых образцов военной техники, предназначенной для воздушно-десантных войск. Среди прочего, ВДВ нуждались в легких десантируемых артиллерийских самоходках. В кратчайшие сроки были предложены несколько подобных машин с разным вооружением. Одним из самых интересных образцов оказалась машина АСУ-57, разработанная в ОКБ-115.

Планер и самоходка

В создании новой бронетехники для ВДВ ведущую роль играли предприятия, имевшие необходимый опыт в этой сфере. Однако в 1948 г. свои силы в строительстве САУ решило попробовать ОКБ-115, возглавляемое А.С. Яковлевым. В тот период бюро занималось разработкой десантного планера Як-14, и параллельно планировалось создать совместимую с ним легкую САУ. Новый образец получил название АСУ-57 («Авиадесантная самоходная установка, 57 мм»), из-за которого ее можно спутать с одноименной разработкой завода №40.


АСУ-57 ОКБ-115 на испытаниях

Согласно некоторым источникам, проект самоходки АСУ-57 создало не ОКБ-115, а харьковский танкоремонтный завод №115. Однако данные, обнаруженные и опубликованные в последние годы, опровергают эту версию. Новый образец сухопутной техники делало именно авиационное ОКБ.

Несмотря на отсутствие опыта, ОКБ-115 быстро справилось с новой задачей. Задание на проектирование САУ появилось в начале февраля 1948 г., а к концу февраля комплект чертежей должен был пойти на производство. Старт заводских испытаний наметили на конец марта. В ходе разработки пришлось корректировать утвержденный облик машины, однако радикальные его изменения не предусматривались.

Особенности конструкции

Проект АСУ-57 предусматривал строительство гусеничной САУ рубочной компоновки с частично открытым боевым отделением. Передняя часть корпуса отдавалась под вооружение и места экипажа, а за ними находился моторный отсек. Принимались меры, направленные на упрощение эксплуатации в ВДВ, в частности десантирования.

САУ получила сварной корпус с дифференцированным бронированием толщиной от 4 до 12 мм. Лобовая проекция прикрывалась крупным наклонным листом, над которым помещался т.н. фонарь – выгнутый щиток со смотровыми приборами. Для подвески под грузовой планер фонарь складывался поворотом назад и вниз. В лобовом листе имелась ниша под орудийную установку.


Вид сбоку. Заметен характерный низкий силуэт

В корме корпуса справа вдоль борта монтировался бензиновый двигатель ГАЗ-М-20 мощностью 50 л.с. Трансмиссия включала коническую главную передачу, четырехступенчатую коробку передач ГАЗ-АА, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора. Управление двигателем и трансмиссией осуществлялось традиционным набором рычагов и педалей. Электросистема машины основывалась на генераторе ГБФ-4105.

Ходовая часть имела по четыре обрезиненных опорных катка с торсионной подвеской на каждом борту. Такой же каток без бандажа использовался как направляющее колесо. Ведущие колеса помещались сзади. Гусеницу собрали из траков, заимствованных у тягача Т-20 «Комсомолец».

В носовой части корпуса поместили станок для монтажа основного вооружения. АСУ-57 получила автоматическую пушку 113П калибром 57 мм, изначально создававшуюся для перспективных самолетов-истребителей. Орудие монтировалось со сдвигом назад, из-за чего через амбразуру выступала только ограниченная часть ствола с дульным тормозом. Ствол проходил через обитаемый отсек, а казенник находился рядом с моторным отделением.

Пушка 113П использовала автоматику на основе короткого отката ствола. Техническая скорострельность – 133 выстрела в минуту. Рядом с ее казенником слева помещался механизм подачи с ящиком для рассыпной ленты на 15 унитарных выстрелов 57х350 мм. Рядом находились два ящика на 16 и 20 снарядов. Нормальный боекомплект определялся в 31 выстрел, при перегрузке – 51 с размещением дополнительной ленты в отдельном коробе. Перезарядка после расходования первой ленты осуществлялась гидравликой. Следующая перезарядка требовала вмешательства экипажа.


Орудийная установка с пушкой 113П

Орудийная установка получила гидравлические приводы для наводки в двух плоскостях, а также гидравлический механизм перезарядки. Горизонтальная наводка велась в секторе шириной 16°, вертикальная – от -1° до +8°. Для наведения использовался авиационный коллиматорный прицел ПБП-1А. Позже его заменили изделием К8-Т, заимствованным у танковых пулеметных установок.

Экипаж состоял всего из двух человек. Справа от пушки в носу корпуса находился механик-водитель. Слева разместили командира-наводчика. Для наблюдения у них имелись собственные смотровые приборы в фонаре. Доступ к местам экипажа осуществлялся через крышу. Штатно САУ должна была иметь радиостанцию, но на опытной машине она не устанавливалась.

Длина АСУ-57 от ОКБ-115 с учетом орудия незначительно превышала 4,5 м. Ширина – 3,8 м, высота – всего 1,38 м в боевом положении или чуть более 1 м при сложенном фонаре. Боевая масса – 3255 кг. Машина должна была развивать скорость до 45 км/ч, а 120-л бак давал 167 км запаса хода. АСУ-57 должна была преодолевать разные препятствия, в т.ч. броды.

Неудачные испытания

В начале лета 1948 г. завод №115 передал опытный образец новой десантной САУ на полигон в Кубинке для проверки силами армии. В течение нескольких недель машина демонстрировала ходовые и огневые качества. Результаты испытаний оказались далеки от желаемых.


Вид с моторного отсека на боевое отделение и места экипажа

Силовая установка САУ оказалась слабой. Обслуживание было затруднено. Отсутствовало экранирование электропроводки. После 62 ч работы двигатель пришлось менять из-за серьезной поломки. Трансмиссия, впрочем, отработала штатно и без существенных проблем. Ходовая часть оказалась недостаточно прочной, и потому регулярно требовалось подтягивать болты и гайки. Над гусеницей отсутствовали предкрылки, из-за чего самоходка покрывалась пылью. Отсутствие глушителя на выхлопной трубе создавало дискомфорт и приводило к рискам возгорания.

Огневые испытания ограничились 21 выстрелом, после чего стали ясны все недостатки. Дульный тормоз пушки 113П поднимал пыль, мешая наблюдении, а также негативно воздействовал на экипаж. Кроме того, при первом же выстреле он разбил единственную фару. Гидравлическая система наведения обеспечивала недостаточные углы перемещения пушки. При этом отсутствовало синхронное перемещение пушки и прицела. Во время работы быстро падало давление в гидравлической системе, мешая наведению. Конструкция систем наведения исключала применение походного стопора пушки.

Коллиматорный авиационный прицел затруднял наводку на больших дистанциях. Система боепитания оказалась неудачной. Проект предусматривал быструю замену ленты силами наводчика, но на практике перезарядка требовала работы двух артиллеристов и занимала порядка 10-15 мин. При этом людям приходилось покидать защищенный отсек.

Также присутствовало множество других недостатков. Отмечались плохая защита экипажа от обстрела сбоку и с кормы, отсутствие шанцевого инструмента, недостаточный комплект ЗИП и т.д.


Доработанный вариант АСУ-57

По результатам испытаний АСУ-57 признали неудачной и не соответствующей требованиям армии. Опытную машину вернули на завод-изготовитель. Вскоре завершились сравнительные испытания нескольких новых образцов, и на вооружение приняли одноименную машину от завода №40.

Попытка модернизации

В том же 1948 году ОКБ-115 предприняло попытку исправления недостатков и улучшения имеющейся САУ. Новые предложения реализовали на макете, а затем и в виде полноценного опытного образца.

Проект модернизации предусматривал отказ от полуоткрытого обитаемого отсека. Позади фонаря появлялась дополнительная броня, образовывавшая крышу рубки. Переделывались смотровые приборы в фонаре. Серьезное обновление прошли ящики для ЗИП и иного имущества, а также внешние крепления. Состав силовой установки сохранялся, но переделывались все вспомогательные агрегаты, вызвавшие нарекания на испытаниях.

Орудийная установка лишилась гидравлики и управлялась ручными механизмами. Угол склонения довели до -2° с возможностью увеличения до -5° за счет открытия люков над казенником. Гидравлику в механизме перезарядки пушки заменили пневматикой. Прицел ПБП-1А заменили изделием ОП-1 с увеличением. Внедрялись иные мелкие доработки.


Самоходка с пусковой установкой для ракет

АСУ-57 по-прежнему не имела пулеметного вооружения, но теперь пушку предлагалось дополнить ракетами. На корме планировалось монтировать легкую съемную пусковую установку на 30 реактивных снарядов РС-82. Управление пуском осуществлялось из-под брони или с выносного пульта.

Обновленная АСУ-57 сохранила прежние габариты, но потяжелела до 3,33 т. Пусковая установка для РС-82 добавляла 320 кг массы. Подвижность оставалась на прежнем уровне.

В конце октября 1948 г. АСУ-57 второй версии отправили в Кубинку для новых испытаний. После проверок, в начале февраля 1949-го ее вернули заводу №115 без особых нареканий относительно работы и надежности агрегатов. Однако военные уже не рассматривали проект ОКБ-115 в контексте будущего перевооружения.

Дальнейшая судьба опытной АСУ-57 достоверно неизвестна. По всей видимости, ее не стали сохранять и разобрали на запчасти. Первый и последний проект авиационного ОКБ-115 в области сухопутной бронетехники не дал желаемых результатов. Следует отметить, что бюро все же внесло заметный вклад в развитие воздушно-десантных войск. Его планер Як-14 поступил на вооружение и активно использовался в течение многих лет. Впрочем, ему пришлось возить самоходки АСУ-57 разработки другого бюро.

.